В Конгрессе нарастает озабоченность в связи с северокорейской программой создания ядерного оружия. Беспокоит многих законодателей также и то, какие действия администрация Буша предполагает предпринять в связи с ядерными амбициями Ирана. Официальные представители администрации, а также некоторые эксперты заверяют конгрессменов, что Соединенные Штаты добились определенных успехов и заручились поддержкой в своих усилиях, направленных на разрешение этих проблем.
Столкнувшись с новой волной скептицизма по поводу причин, побудивших США начать войну в Ираке, администрация пытается убедить влиятельных законодателей в том, что у нее есть продуманный план действий в отношении Северной Кореи и Ирана. Эти две страны отнесены президентом Бушем к так называемой «оси зла». Но у многих конгрессменов вызывает тревогу противоречивая, по их мнению, политика администрации в области нераспространения.
Этой теме были посвящены прошедшие в среду на прошлой неделе слушания в Комитете по иностранным делам Палаты представителей. По мнению выступившего перед конгрессменами аналитика фонда Карнеги Джорджа Перковича, успех США в Ираке открывает новые возможности в решении иранской проблемы: «Отстранением Саддама Хуссейна от власти мы радикальным образом повысили безопасность Ирана и других государств. Мы должны воспользоваться этим для улучшения стратегической безопасности во всем регионе Персидского залива, вовлечь все государства, расположенные здесь, включая малые страны Залива, Иран, а также Великобританию и США в диалог по поводу будущего этого региона».
Перкович считает, что отсутствие такого диалога означает упущенную возможность, предоставленную развитием ситуации в Ираке. Однако, по его мнению, иранские лидеры все же сделали для себя выводы из отстранения от власти Саддама Хуссейна.
Ссылаясь на совместное заявление глав государств «большой восьмерки» во Франции, заместитель Госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями Джон Болтон сказал, что Ирану было сделано предупреждение о необходимости прекращения попыток завладеть ядерным оружием: «Вывод неизбежен: Иран развивает свою так называемую «мирную» ядерную программу не в гражданских и экономических целях, а как прикрытие для создания потенциала для производства расщепляющихся материалов, пригодных для использования в ядерном оружии».
Как и в случае с Северной Кореей, администрация Буша пытается разрешить иранскую проблему по дипломатическим каналам, например - путем оказания давления на Россию в вопросе о передаче Тегерану ядерной технологии. Джон Болтон привел в качестве важного шага вперед поддержку Россией США по иранскому вопросу, выраженную после встречи «восьмерки».
Но некоторые законодатели выражают тревогу по поводу того, что администрация посылает двусмысленные сигналы о своих намерениях, об оружии массового поражения и готовности США прибегнуть к превентивному использованию военной силы. Вот что говорит по этому поводу конгрессмен из Техаса Крис Белл:
«С одной стороны, позицию нашей страны в мире могут истолковать так, что интересам государств-изгоев и других враждебных режимов отвечает как раз ускорение создания собственного оружия массового поражения (ОМП). Получается, что если такая страна еще только подозревается в том, что у нее имеется оружие массового поражения, то Соединенные Штаты могут на нее напасть. Если же государство в действительности обладает технологиями производства ОМП, да еще и торгует им, то тогда США вступят с ним в переговоры».
В вопросе о Северной Корее, заместитель Госсекретаря дал ясно понять: администрация Буша не намерена поддаваться ядерному шантажу, что, по его словам, может в будущем поощрить и других прибегнуть к таким действиям: «Мы продолжаем настаивать на полном, проверяемом и необратимом прекращении Северной Кореей ее ядерной программы. И никаких дополнительных стимулов для этого им предлагаться не будет».
Тем не менее, конгрессмен Элиот Энгел, который только что побывал в Северной Корее в составе делегации Конгресса, обеспокоен тем, что воинственный тон Соединенных Штатов сужает пространство для переговоров: «Я вернулся оттуда убежденным, что, в конце концов, они готовы обменять свое ядерное оружие и свою ядерную программу на обязательство со стороны США в том, что мы не будем стремиться к смене режима, оформленное в виде либо договора, либо пакта о ненападении, или как-то еще. Я уверен в этом, и считаю, что нам следует вступить с ними в переговоры».
Чтобы подчеркнуть свою озабоченность в отношении Ирана, два члена Палаты представителей - один демократ и один республиканец - внесли резолюцию, призывающую к проведению всеобъемлющих инспекций объектов иранской ядерной программы.