«Бассейн»
Новый фильм «Бассейн» (Swimming Pool) - пожалуй, первая картина, выходящая на американский экран в 2003 году, которая заслуживает серьезного внимания и разговора. Но прежде, чем рассказать о том, что это за работа в художественном отношении, несколько слов о феномене, который «Бассейн» представляет и отражает.
Когда мы говорим о голливудском кино, нужно быть весьма осторожными с определениями. Фильм может быть на английском языке, быть выпущенным в прокат американской компанией, но на самом деле являться сложным конгломератом художественных и финансовых интересов с международным охватом.
Возьмем тот же «Бассейн». В Америке картину выпускает дистрибуторская компания «Focus Pictures», являющаяся специализированной частью прославленной киностудии «Universal», принадлежащей сейчас французским финансовым интересам. «Focus» начал свою деятельность недавно и очень успешно. Выпущенный им в Америке европейский фильм на английском языке «Пианист» получил сразу три «Оскара».
«Бассейн» - тоже, по моему мнению, оскаровский материал. Но об этом позже.
Поставил картину французский режиссер Франсуа Озон, чей великолепный фильм «8 женщин» недавно представлял Францию на «Оскаре». Продюсировала ее французская компания «Fidélité». Диалоги в «Бассейне» - в основном на английском с примесью французского. Но большинство зрителей в Америке будут уверены, что фильм американский, на худой конец английский. Никто ведь особенно не задумывался о том, что недавняя картина о Сталинградской битве «Враг у ворот» была о советском снайпере, на английском языке, снятая французским режиссером на немецкие деньги в Германии.
Такова сегодня глобализация в кино, не обошедшая и Голливуд.
Но теперь о самом фильме «Бассейн». Картина рассказывает историю английской писательницы Сары Мортон (Шарлотт Рэмплинг), которая прославилась на весь мир своими детективными романами в духе Агаты Кристи. Издатель посылает ее на свою виллу на юге Франции, чтобы Сара отдохнула и поработала над новой книгой.
Сара приезжает на виллу и поначалу наслаждается тишиной и одиночеством. Неожиданно в ее жизнь врывается как вихрь юная дочь издателя от его бывшей жены-француженки (Людивин Санье).
На фоне сексуально подавленной англичанки средних лет молодая, раскованная и сексуально раскрепощенная девица выглядит весьма контрастно. Жизнь Сары приобретает неожиданный оборот, когда молодая героиня совершает преступный акт у бассейна, а Сара помогает ей скрыть следы преступления.
Здесь Франсуа Озон отдает дань классическому французскому фильму «Дьявольщина», действие которого во многом связанно с бассейном. Но тот бассейн - мрачный и темный, а в «Бассейне» Озона краски яркие, агрессивные, в чем-то сюрреалистичные.
Эта искусственность, как мы узнаем позже, совершенно оправдана неожиданным поворотом в самом финале фильма. Картина на самом деле анализирует взаимоотношения между жизнью и литературой. Где граница между реальностью и фантазией? Она часто пролегает лишь в сознании автора, в данном случае Сары Мортон, и восприятии зрителя. То есть нас с вами. Но поскольку прием Озона становится очевидным только в конце картины, то мы ее и воспринимаем поначалу как элегантный триллер.
Элегантность эта возникает от изысканной режиссуры Озона. Режиссер пользуется своими актрисами как тончайшим инструментом для передачи самых реальных эмоций. Контраст между несколько искусственной средой действия и совершенно естественным поведением двух женщин создает особую атмосферу действия, втягивающую зрителя в эту пронизанную солнцем голубизну воды, обозначающей, видимо, то застой, то течение жизни.
Шарлотт Рэмплинг, которая в молодости создала незабываемый образ в нашумевшем тогда, а теперь ставшем классическом фильме «Ночной портье», в свои солидные теперь годы не только прекрасно выглядит внешне, но и проецирует достаточно сильную сексапильность, необходимую по сюжету. Актриса в отличие даже от молодых американских звезд не боится обнажать не только душу, но и тело. Я уже не говорю об этом аспекте фильма применительно к французской актрисе Санье: та себя вообще чувствует при минимуме или даже отсутствии одежды как рыба в воде.
Или в бассейне.