Линки доступности

Буш и Ширак в Эвиане - 2003-06-02


Президенты Буш и Ширак улыбками и крепким рукопожатием продемонстрировали готовность оставить позади разногласия по поводу Ирака и сообща взяться за насущные проблемы современного мира. А их в повестке дня нынешнем встречи «большой восьмерки» было немало: борьба с терроризмом, ядерные программы Северной Кореи и Ирана, СПИД, бедность в «третьем мире», ослабление доллара...

Сидя рядом на увитой цветами террасе на фоне Альпийских гор, лидеры Соединенных Штатов и Франции приветливо улыбались орде теле- и фоторепортеров, клубившихся на ступенях эвианского отеля «Рояль». Получасовой тет-а-тет Джорджа Буша и Жака Ширака был призван показать, что трансатлантический раскол из-за войны в Ираке между Новым Светом и Старой Европой остался в прошлом. Американский президент сказал об этом без обиняков: «Я знаю, масса людей в обеих наших странах сомневалась, сумеем ли мы сесть за стол и провести время в приятной беседе. Отвечаю им: безусловно. У нас могут возникать разногласия. Но это не значит, что мы должны питать неприязнь друг к другу». «Будем откровенны, - продолжал хозяин Белого дома. - Мы прошли через трудный период. Я понимаю позицию Жака Ширака, он изложил ее с самого начала. У меня не было никаких сомнений по поводу его взглядов. А у него - по поводу моих. И это дает мне основания говорить, что у нас хорошие отношения, потому что мы способны откровенно говорить друг с другом».

Буш поблагодарил Ширака за гостеприимство, а также за поддержку резолюции ООН, отменившей международные санкции против Багдада и представшей Соединенным Штатам и Великобритании на ближайшее будущее практически полную свободу рук в управлении Ираком.

Французский президент не комментировал публично расхождения с политикой Америки, сделавшие его самым страстным критиком войны в Ираке. Но он и не обозначил отхода от позиции, которую Франция заняла во время конфликта. В воскресенье Жак Ширак сказал журналистам, что большинство государств разделяют его видение многополярного мира, в котором США не должны играть доминирующую роль.

Вместе с тем Ширак выразил полную поддержку решению Буша лично участвовать в миротворческом процессе на Ближнем Востоке. Откликаясь на это замечание, американский президент заявил: «Моя страна и я готовы потратить столько времени, сколько потребуется для достижения главной цели: установления двух суверенных государств, в которых израильтяне и палестинцы будут жить в мире и добрососедстве. Я полностью отдаю себе отчет в трудностях на этом пути. Я отлично понимаю, что в этом процессе нам потребуется помощь друзей, в частности - Франции. Мы сможем добиться прогресса только в случае, если все стороны конфликта в ближневосточном регионе добросовестно выполнят взятые на себя обязательства».

Дипломаты из окружения обоих президентов замечают, что хотя между Францией и Соединенными Штатами остаются глубокие расхождения, лидеры обеих стран полны решимости сохранить теплые личные отношения.

Аккредитованные в Эвиане журналисты внимательно следят за языком жестов участников «большой восьмерки», считая его более выразительным, чем слова. Так они отметили, что премьер Италии Берлускони, вставший на сторону Буша в иракском кризисе, удостоился крепкого объятия американского президента. Премьер Японии - похлопывания по спине. А верный союзник Тони Блэр получил от Буша лавину эмоций, сравнимую разве что со встречей однокашников по университету. Что касается лидеров, не поддержавших Америку, то на их долю выпали протокольные рукопожатия.

На вопрос журналиста, предусмотрены ли протоколом поцелуи в щеки, пресс-секретарь американского президента отрезал: «Нет, это французская привычка. Мы этого не делаем. В Техасе этого не делают».

Подводя итог, корреспондент «Нью-Йорк таймс» при Белом доме Элизабет Бьюмиллер сравнивает визит Буша в Эвиан с «ежегодным обедом, на который должна явиться вся родня - от близких людей до нежеланных родственников со стороны жены».

XS
SM
MD
LG