Линки доступности

Иракское оружие - 2003-05-03


Президент Буш объявил, что крупномасштабные военные операции в Ираке закончились. Однако, как отмечает в своем сообщении корреспондент «Голоса Америки» Ник Симеон, одна из главных целей войны с Ираком, о которой много говорилось раньше, а именно - обнаружение и уничтожение оружия массового поражения - пока не достигнута, что порождает множество новых вопросов о наличии этого оружия у саддамовского режима.

Дважды в неделю премьер-министр Великобритании Тони Блэр отбивается от журналистов и парламентариев от оппозиции в Палате общин, которые наседают на него с вопросом: а есть ли вообще у Ирака это запрещенное ООН оружие массового поражения, наличием которого англо-американская коалиция обосновывала войну с режимом Саддама?

В течение нескольких месяцев, предшествовавших войне, Соединенные Штаты и Великобритания утверждали, что Саддам Хусейн располагает тоннами такого оружия, которое является смертельной угрозой всему миру и потому должно быть уничтожено. Примерно это же Блэр говорит и теперь: «Я абсолютно уверен в существовании иракского оружия массового поражения. Поэтому советую скептикам повременить с выводами и дождаться результатов тщательных расследований».

В феврале, обращаясь к другой группе скептиков в Совете безопасности ООН, государственный секретарь США Колин Пауэлл представил подробные доказательства существования запрещенного иракского оружия, основанные на радиоперехватах и аэрофотосъемках. По оценкам Пауэлла, у Ирака имеется от ста до пятисот тонн оружейных химикатов; он располагает лабораториями по производству биологического оружия, в том числе мобильными.

Инспектора ООН, которые провели в Ираке перед войной почти четыре месяца, не смогли этого подтвердить. Но самое интересное заключается в том, что ни химического, ни биологического оружия не было обнаружено и в течение четырех недель, прошедших после свержения правительства Саддама. Поэтому президент Буш допускает возможность того, что Ирак более не обладает этим оружием: «Уничтожил ли его Ирак, перевез ли куда-то или спрятал, мы это выясним, но одно уже ясно - Саддам Хуссейн более не угрожает Америке оружием массового поражения».

В Ираке уже работают группы специалистов из Соединенных Штатов, у которых имеется список примерно тысячи предполагаемых мест хранения запрещенного оружия. Дэвид Кей, который в девяностые годы был главой инспекторов ООН в Ираке, уверен, что теперь оружие массового поражения будет найдено, но, возможно, не все: «Иракский режим понимал, что его дни сочтены. И вы видите, как испарился он буквально в одно мгновение. А теперь спросите себя, что бы вы делали, имея химическое или биологическое оружие или технологию его производства, зная, что никакого будущего в новом Ираке у вас нет? Вы бы, наверное, попытались продать или как-то сбыть это оружие, чтобы что-то получить за него».

С тех пор как коалиционные войска взяли Багдад, администрация Буша акцентирует внимание на тех аспектах войны, которые не связаны с оружием массового поражения, в том числе - на освобождении иракцев от тирании Саддама Хуссейна. Именно на это делал упор министр обороны Доналд Рамсфелд, выступая перед войсками в багдадском аэропорту: «У нас остается еще много работы: выкорчевать отовсюду ставленников Саддама и установить меру их ответственности за преступления режима. Мы должны искоренить все террористические ячейки, существовавшие в стране. И мы должны помочь иракцам восстановить нормальную жизнь».

Масштабное американское военное присутствие в Ираке, которое в ближайшее время только увеличится, позволяет администрации Буша полагать, что оружие массового поражения рано или поздно будет найдено, и что для этого уже не нужны инспектора ООН.

Одновременно Соединенные Штаты настаивают на немедленной отмене санкций ООН, которые затрудняют нормализацию обстановки в Ираке. Но по резолюции Совета безопасности, санкции нельзя отменять до тех пор, пока инспектора не засвидетельствуют отсутствие оружия массового поражения. Поэтому в Совете должна быть поставлена на голосование новая резолюция, которая отменит вышеуказанное условие. Россия выражает свою оппозицию отмене санкций до тех пор, пока не американские эксперты, а именно инспектора ООН не засвидетельствует отсутствие в Ираке запрещенного оружия.

XS
SM
MD
LG