Отношения между Парижем и Вашингтоном испортились с тех пор, как Франция пыталась сорвать американо-британский план силового разоружения Ирака.
Но французский посол в Вашингтоне Жан-Дави Левит в недавней речи всячески подчеркивал тесные узы, связывающие Францию и Соединенные Штаты на протяжении более двухсот лет, и выразил уверенность в том, что напряженность во франко-американских отношениях из-за Ирака начинает рассеиваться, особенно после того, как президент Франции Жак Ширак неделю назад позвонил президенту Бушу: «Разговор вышел на славу. Полагаю, он станет тем ключом, который снова отомкнет дверь для дружбы между нашими странами. Надеюсь, что за этой дверью мы найдем только ничем не омраченный дух сотрудничества».
Однако позиция Франции в вопросе о войне с Ираком вызвала негодование у многих американцев. Члены Конгресса, общественные деятели и радио- и телекомментаторы призывают к торговому бойкоту Франции. Ярким выразителем этой идеи стал Роджер Симмермэйкер из Орландо - глава общественной организации, которая агитирует американцев покупать товары только отечественного производства. Симмермэйкер, поместивший на своем сайте список крупных французских компаний, экспортирующих свою продукцию в Америку, убежден, что бойкот причинит серьезный ущерб французским производителям потребительских товаров.
«Я предполагаю, что удар будет особенно ощутим в области парфюмерных и косметических товаров, например - шампуней. Потому что «Лореаль» - сама по себе огромная французская компания, да к тому же еще в 98 году купившая американскую фирму «Мэйбелин», - говорит Симмермэйкер. - Или, например, «Дэннон» - крупный производитель йогуртов и воды в бутылках. Есть французские компании и поменьше, чьи товары заполняют полки продовольственных и промтоварных магазинов».
Первого июня Жак Ширак будет принимать у себя в Эвиане президента Буша и других лидеров стран Большой восьмерки. Джон Кертон - канадский аналитик, который специализируется на экономических саммитах - считает, что на эвианской встрече франко-американские разногласия будут играть менее заметную роль, чем личная взаимная неприязнь между Джорджем Бушем и германским канцлером Герхардом Шредером.
«Нам повезло, что в этом году встреча Большой восьмерки пройдет во Франции, а не в Германии. Поскольку, с точки зрения Джорджа Буша, единственный человек в Европе, не заслуживающий прощения - это Шредер, - продолжает Кертон. - И не потому, что Шредер в ходе предвыборной кампании в прошлом году, клеймил американского президента и его антииракскую политику - все демократические лидеры прекрасно знают правила игры. А потому, что, победив на выборах, Шредер не только не ослабил накала своих нападок, но занял еще более враждебную позицию по отношению к Соединенным Штатам, президенту Бушу и американской политике».
Тем не менее, Джон Кертон считает, что эвианский саммит пройдет гладко, поскольку все его участники хотят продемонстрировать свою готовность забыть о прошлых обидах и единство по главным вопросам сегодняшнего дня, в частности - терроризму и восстановлению Ирака. Но французского посла в Вашингтоне Жан-Дави Левита не оставляет тревога в связи с антифранцузскими настроениями, которые, как он видит, продолжают бушевать в Америке: «Между двумя старыми демократиями, как и между самими американцами, вполне допустим дружеский спор о войне, о внешней политике и вообще обо всем на свете. И нет никакой нужды переводить этот нормальный разумный диалог между друзьями и союзниками в русло откровенного поношения Франции».
Французский посол считает, что антифранцузские настроения раздуваются рядом влиятельных лиц из кругов, близких к администрации Буша, в частности - советником министерства обороны Ричардом Перлом. Перл заявляет, что ввиду позиции, занятой Парижем по иракскому вопросу, Франция не может более считаться союзницей Соединенных Штатов.