Линки доступности

Ирак недоверчивый - 2003-04-28


С окончанием военной фазы иракской кампании американские военные приступают ко второй, не менее ответственной фазе налаживания отношений с населением.

В пятницу призывы муэдзинов на молитву раздаются во всех мечетях Багдада. Но мечеть «Матерь всех битв» была освящена всего два года назад. Стоит напомнить, что перед первой иракской войной 91 года Саддам обещал устроить войскам союзной коалиции «матерь всех битв» в пустыне. Тогда, как и сейчас, иракские войска были наголову разгромлены и изгнаны из Кувейта. Это, однако, не мешало багдадскому диктатору ежегодно отмечать парадами и торжествами «победу» в войне 91 года.

Мечеть в богатом пригороде иракской столицы была призвана увековечить воинские подвиги Саддама. Выполняя желания Хуссейна, архитекторы отошли от вековых традиций ислама. Так, четыре внешних минарета они выполнили в форме ракет «скад», а минареты внутри ограды - в форме автоматов Калашникова. Тридцатишестиметровый позолоченный купол мечети вознесся над пригородом, являя собой зримый ответ на вопрос - на что пошли деньги, которые получал диктатор за иракскую нефть. Безусловно, не на продовольствие.

Архитектурные излишества - не единственная достопримечательность «Матери всех битв». Внутри мечети за стеклом были выставлены страницы Корана, написанные, как утверждала пропаганда, кровью самого «Великого Раиса». Эти листы исчезли в начале боев за Багдад и пока не найдены. Правда, проверить информацию до сих пор не было возможности, поскольку ни один иностранец в мечеть не входил.

Адель Ибрагим был одним из 80 работников «Матери всех битв». С началом войны он потерял место. Чего он ожидает сейчас?

«Я простой человек, - отвечает Ибрагим. - Поэтому я ничего не жду. Когда у нас появятся новые власти, они скажут, как жить дальше. Но, честно говоря, я не вижу впереди ничего хорошего».

Такая покорность в сочетании с отсутствием оптимизма характерна для настроений многих иракцев. Отношение жителей Багдада к американцам - настороженное. У входа в мечеть «Матери всех битв» остановился американский армейский вездеход. Внимание патруля привлек иракский охранник с автоматом. Никто из американцев не говорит по-арабски. А в собравшейся толпе не оказалось никого, кто бы вызвался перевести слова сержанта Джошуа Кардинала. В конечном счете, стороны объяснились языком жестов. Охранник нехотя отдал свой автомат. Как пояснил сержант, у него не было разрешения на ношение оружия. Такие разрешения жители Багдада должны получать у военной администрации:

«Сейчас у нас совсем другая задача: обеспечить безопасность района. Никаких военных акций, по возможности, никакой стрельбы, - говорит Джошуа Кардинал. - Мы здесь, чтобы помочь иракцам. Саддамовцы, как я понимаю, ушли или попрятались. Нападений на американцев у нас в районе не было, так что особого беспокойства нет. Но порядок есть порядок».

Что касается мечети, то на сей счет сержант получил строгий приказ: «Ни под каким видом не входить на территорию мечети. Конечно, если оттуда откроют огонь, тогда другое дело. Но в нормальных условиях ни я, ни мои люди не переступят порога мечети. Мы уважаем чувства верующих».

Адель Ибрагим кивает в такт тому, что говорит американский сержант. В последние дни он слышал немало похожих речей. Но на вопрос, верит ли он тому, что американские войска пришли в страну для того, чтобы освободить иракцев от преступного режима Саддама Хуссейна, Ибрагим отвечает «нет». Почему? Собеседник разводит руками и исчезает в толпе.

Подобное отношение можно считать типичным. Мир, в котором жили иракцы, и который управлялся Саддамом, рухнул. А другого пока нет...

XS
SM
MD
LG