Линки доступности

Ситуация вокруг Сирии и послевоенный Ирак - 2003-04-18


Видный американский дипломат Джозеф Уилсон, бывший заместитель главы дипломатической миссии США в Ираке, в годы администрации Клинтона был членом Совета национальной безопасности. Посол Джозеф Уилсон согласился прокомментировать для «Голоса Америки» ситуацию, сложившуюся вокруг Сирии, и перспективы послевоенного Ирака.

Дэвид Боргида: Похоже, что сирийская проблема начинает выходить на первый план. Но насколько серьезной она является на самом деле? Не означает ли происходящее, что США как бы делают предупредительный залп, намекающий на то, что терпение Вашингтона может быстро истощиться, если Дамаск будет продолжать свой нынешний курс?

Джозеф Уилсон: Как мы имели возможность убедиться, нынешняя администрация не очень склонна к предупредительным акциям. Если надо, то она прямо говорит, чего хочет и какого рода поведения ожидает. Президент неоднократно говорил об этом. В том случае, если обращение игнорируется, администрация считает себя вправе действовать так, как считает нужным.

Д.Б.: Насколько серьезно настроен Белый Дом в данном случае, если там считают, что выдвигаемые обвинения соответствуют действительности и что Дамаск на самом деле предоставляет убежище бывшим чиновникам саддамовского режима? Что реально могут предпринять Соединенные Штаты?

Дж.У.: Думаю, что ситуация достаточно серьезная. Однако я считаю более существенными обвинения в том, что Дамаск поддерживал Ирак во время войны, снабжая его военным снаряжением, а также в том, что Сирия располагает химическим оружием и проводит его испытания. Это абсолютно неприемлемо для Вашингтона.

Д.Б.: Есть также свидетельства наших морских пехотинцев, утверждающих, что в некоторых боевых стычках им противостояли сирийские военнослужащие...

Дж.У.: Вопрос здесь, на мой взгляд, в следующем. Первое: участвовали ли в этом сирийские граждане с санкции своего правительства, или же они были добровольцами? Второе: не могло ли так случиться, что у них были фальшивые удостоверения личности? Это могли быть граждане других государств, завладевшие сирийскими документами.

Д.Б.: Как соседние с Ираком государства могут повлиять на происходящее в настоящий момент?

Дж.У.: Мне кажется, что по мере того, как мы переходим от военной фазы к этапу государственного строительства, все должны быть заинтересованы в участии в этом процессе. После того, как война закончилась, восстановление страны и строительство нового Ирака становится первостепенном важным делом для всех.

Я также считаю, что роль в этом могут сыграть и соседи Ирака, и региональные организации, включая НАТО, ну, и, конечно, Организация Объединенных Наций. Таким образом, это может стать началом процесса реформ во всем арабском мире.

Д.Б.: Насколько трудным будет этот период с учетом того, что внутри самой страны имеются различные группировки, а также в связи с угрозой новой волны насилия и беззакония, которая в настоящий момент то нарастает, то вновь затихает? Какова, по-вашему, внутриполитическая ситуация в Ираке?

Дж.У.: Для любой страны процесс демократизации - дело весьма нелегкое. Он чем-то напоминает то, как следует ухаживать за английской лужайкой. Сначала ее надо засеять, потом поливать и подстригать, и так каждый день на протяжении шестисот лет: глядишь, вот и получился прекрасный газон.

Мы сами в США трудимся над нашей собственной демократией на протяжении 230 лет, и этот процесс еще не завершен. Поэтому было бы неразумным ожидать, что в ближайшем будущем нам удастся построить какой-то утопический идеал демократии в Ираке. Это длительный проект. Так же, как при строительстве дома, придется класть один кирпич за другим. А в Ираке еще и фундамент не заложен.

Д.Б.: Тони Блэр считает, что после того, как временная администрация завершит свою работу в Ираке, в стране в течение года можно будет провести выборы. Не слишком ли это оптимистичный прогноз?

Дж.У.: Все зависит от того, какие выборы имеются в виду. Если речь идет о выборах в муниципальные и местные органы власти, то это вполне реально.

Очень многое зависит о того, каким способом строится демократия: насаждается ли она сверху или же растет снизу, из самого общества. Демократии, насаждаемые властями сверху, предрасположены к тому, что их легко сбить с пути как раз на верхнем уровне.

XS
SM
MD
LG