Пятнадцатое апреля - сакраментальная дата для миллионов американцев, до последнего дня оттягивающих процедуру уплаты подоходных налогов. Справедливо или нет распределяется в Америке налоговое бремя? Споры об этом продолжаются сто с лишним лет, и конца им не видно.
Вашингтонский консультант по заполнению налоговых деклараций Линда Демарлор говорит, что реакция ее клиентов при взгляде на конечную сумму, которую им надлежит уплатить до 15 апреля, обычно выражается словом «грабеж» Причем, это говорят как люди с солидным заработком, так и малоимущие, которым налоговое управление возвращает деньги, удержанные в течение года.
«Да, американцы чаще всего называют свою налоговую систему несправедливой, - отмечает комментатор газеты «Нью-Йорк таймс» Стивен Уайзман, автор только что вышедшей книги «Грандиозные налоговые войны». - Одни считают несправедливым взимать с богатых налоги в той же пропорции, что и с остальных; они настаивают на том, чтобы богатые возвращали обществу больше. Другие замечают, что богатые инвестируют свои капиталы, идут на риск, создают рабочие места и служат локомотивами экономики; почему их нужно наказывать за это?
«Говоря о налоговых спорах, следует помнить об отличии Америки от Старого Света, - говорит Уайзман. - Соединенные Штаты появились на карте мира в результате возмущения заморских колонистов налогами, которыми их обложила британская корона. И в дальнейшем налоги вводились федеральным правительством только во время войн. В перерывах государственный аппарат существовал за счел таможенных и акцизных пошлин. С рядовых граждан налоги не взимались.
Первый раз это пришлось сделать президенту Линкольну, чтобы собрать деньги на Гражданскую войну. Затем - президенту Вильсону, чтобы оплатить расходы по участию Америки в Первой мировой войне. Но сразу же по окончании ее, в 1920 году, большинство налогов было отменено.
К началу Второй мировой войны, то есть к 39 году, налоги платили лишь семь процентов жителей США, работавших по найму. К концу войны это число возросло до 60 процентов, но опять-таки налоги взимались, начиная с определенной суммы заработка. Миллионы американцев жили, не ведая, что государство может взимать подоходный налог.
Такая психология отличается от мировосприятия людей, родившихся и выросших за границей. По словам налогового консультанта Линды Демарлор, ее клиенты из числа иммигрантов приятно удивляются, заполняя декларацию:
«Прежде всего они находят наше налоговое законодательство четким и ясным, а ставки обложения - низкими. В Италии, например, существует триста категорий налогов в зависимости от вида бизнеса, которым вы занимаетесь и так далее. Триста! Кроме того, в США государство поощряет через налоговые скидки предпринимательство, рекламные траты, наем помощников, пожертвования на благотворительность и так далее».
По мнению Стивена Уайзмана, если следовать прецедентам, то расходы по нынешней иракской войне вызовут мощную волну налоговых споров. Хотя он не предвидит фундаментальных перемен в фискальной системе.
Американцы ревниво относятся к соблюдению тайны во всем, что касается уплаты налогов. За исключением выборных лиц: те обязаны представлять свои налоговые декларации на публичное обозрение. В минувшую субботу рассмотрению подверглись отчеты о доходах двух первых семей страны - президента Буша и вице-президента Чейни.
Заработок Бушей за минувший год составил 850 тысяч долларов; из них - 400 тысяч президентское жалованье, а 450 - проценты с ценных бумаг и других инвестиций. По закону, перед вступлением в должность президент обязан передать управлением своим имуществом «доверительному трасту», менеджеры которого не знают, кому принадлежат вложенные туда средства. Джордж и Лора Буш уплатили в 2002 году 250 тысяч долларов (примерно 31 процент) в форме федеральных налогов. 84 тысячи (10 процентов) они перечислили благотворительным организациям, главным образом церковным.
Заработок Ричарда и Линн Чейни исчислялся в прошлом году в размере одного миллиона двухсот тысяч долларов; из них 190 тысяч составил оклад вице-президента. Примечание: до вступления в государственную должность Чейни на посту гендиректора концерна «Халлибертон» получал в год 36 миллионов. Эта фирма и сейчас выплачивает вице-президенту выходное пособие, поскольку он предпочел получить его не единовременно, а в течение пяти лет по 160 тысяч. «Халлибертон» выпустил коммюнике о том, что сумма пособия - фиксирована и не зависит от доходов или потерь фирмы.
Разъяснение потребовалось в той связи, что филиал «Халлибертона» только что получил государственный подряд на тушение пожаров на иракских нефтепромыслах, и СМИ подняли вопрос об уместности такого решения. Чейни, как и Буши, отдали на благотворительные цели десять процентов общего дохода.