Войска возглавляемой США коалиции приближаются к Багдаду. Военные предполагают, что им придется столкнуться с самым ожесточенным сопротивлением за всю предыдущую неделю войны.
Раньше Пентагон надеялся, что ему повезет и что можно будет завершить войну еще до того, как она начнется по-настоящему. Первый ракетно-бомбовый удар был нацелен на то, чтобы уничтожить высшее иракское руководство. Однако попытка обезглавить Ирак, очевидно, не удалась, и теперь, когда наземные войска коалиции при поддержке авиации приближаются все ближе к Багдаду, режим Саддама Хусейна придется отстранять от власти более трудным путем.
Задача коалиции осложняется тем, что она пытается реализовать свои военно-политические цели, не причиняя ущерба инфраструктуре страны, не подвергая риску мирное население и его имущество. В определенном смысле коалиция снова связала себе руки, как это было во времена войны во Вьетнаме, когда американские войска тоже были ограничены в выборе целей.
Однако сегодня, в отличие от той войны, американские генералы убеждены, что в случае с Ираком подобная тактика может принести долгосрочные политические дивиденды, причем не только в Ираке, но и во всем арабском мире. «Наши удары с воздуха нацелены против режима Саддама Хусейна, - указала замминистра обороны США Виктория Кларк. - Мы бомбим конкретные цели как в самом Багдаде, так и его окрестностях, такие как Центр государственного контроля, офисы Особой службы безопасности, штаб-квартиры Республиканской гвардии и разведывательной службы».
«В то же время, - подчеркнула Виктория Кларк, - мы принимаем чрезвычайные меры предосторожности, чтобы предотвратить потери среди мирного населения. Мы накапливаем на границах Ирака большие запасы гуманитарных припасов, включая миллионы продовольственных пайков и медикаменты, и начнем подвозить их, как только позволит обстановка».
Пентагон сознает, что для войск коалиции было бы намного проще воспользоваться своим огромным превосходством в огневой мощи и сравнять с землей иракские города, в частности, Багдад, массированными бомбардировками. Однако, по мнению специалистов, американские военные достигли такого уровня технологии, тактики и боевой подготовки, что задачи операции «Иракская свобода» могут быть реализованы даже при существующих ограничениях на выбор целей.
Тем не менее иракский режим получил огромное преимущество. Публичное заявление коалиции о том, к примеру, что бомбардировке не будут подвергаться памятники культуры, позволяет Саддаму Хусейну и его командующим укрываться на подобных объектах или прятать там свою боевую технику.
Однако пресса практически игнорирует подобные самоограничения. Наоборот, некоторые СМИ уже пишут о том, что военная кампания «начинает пробуксовывать» - только потому, что коалиция понесла потери, включая попавших в руки иракцев пленных.
Высокопоставленные военные, в частности, генерал-майор Стэнли Маккристал, представляющий объединенный штаб коалиции, считают, что отдельные инциденты не отражают полной картины происходящего. «Командир должен в первую очередь оценивать обстановку в целом и знать общие задачи операции, чтобы не погрязнуть в мелочах, - сказал генерал Маккристал. - И даже если какие-то детали отклонятся от плана, глобальный подход позволит ему видеть, что операция развивается нормально».
Правда, генерал отказывается выдавать прогнозы насчет длительности войны. По мнению других официальных лиц, она может продлиться несколько недель, а может быть, даже несколько месяцев. Никто из военных не предсказывал, что победа будет достигнута в считанные дни.