Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-03-14


Выполнимое задание?

Сегодня, когда война с Ираком становится все более вероятной, фильмы, посвященные действиям американских войск за границей, естественно? вызывают повышенный интерес. Не исключение и новая лента режиссера Антуана Фукуа «Плачущее солнце» (Tears of the Sun).

Так же, как в фильме командир подразделения боевых пловцов (Navy SEALs) лейтенант Уотерс (Брюс Уиллис) по своей воле меняет суть поставленной ему задачи - эвакуации из зоны боевых действий в Нигерии американского доктора Лины Кендрикс (Моника Белуччи), режиссер на ходу меняет миссию своего фильма, и вместо чисто военной ленты в духе «Сбит «Черный Ястреб» (Black Hawk Down) мы получаем не вполне оправданный гибрид из приключенческого боевика и гуманитарной драмы.

Не случайно первоначальным названием «Плачущего солнца» было «Люди войны» (Mеn of War). Новое, на мой взгляд, коммерчески катастрофическое название должно отражать, как под влиянием увиденных ими сцен геноцида и этнических чисток в Нигерии американские спецназовцы во главе с Уотерсом в нарушение приказа решают сопроводить в соседний Камерун большую группу нигерийских беженцев-христиан, которые спасаются от истребления мусульманами-мятежниками, свергнувшими законное демократическое правительство и учинившими резню местных христиан.

Не последнюю роль в этом почти самоубийственном решении Уотерса играет, конечно, красавица-доктор Лина Кендрикс. Она, как и играющая ее Моника Белуччи, итальянка по рождению и (по фильму) американка по браку. Лина работает в Африке по зову сердца, помогая бедным и больным африканцам. Именно она поначалу дает лейтенанту Уотерсу урок гуманизма, настаивая на том, что не двинется с места, если американцы не возьмут с собой всех больных, способных ходить.

С точки зрения драматургического развития сюжета трансформация Уотерса из машины по уничтожению врагов в гуманиста-неофита происходит слишком быстро.

Сценарий Алекса Раскина и Патрика Сирилло довольно примитивен по структуре и диалогу, так что мы не можем узнать героев получше до того, как их жизнь повиснет на волоске.

Тем не менее мы эмоционально на стороне наших «хороших ребят», которые, несмотря на здоровый цинизм, необходимый в их довольно кровавой профессии, рискуют жизнью (а некоторые теряют ее) ради совершенно им чуждых нигерийцев.

Правда, один из спецназовцев - афроамериканец Эллис Зи (Эмонн Уокер) - в одной из сцен говорит лейтенанту Уотерсу: «Это и мой народ!». Но эта фраза скорее звучит для политической корректности, чем для развития сюжета. Ибо патерналистское отношение к африканцам в фильме слишком уж очевидно. Они - этакие наши меньшие братья, которых некому защитить кроме нас.

Впрочем, возможно это и так, поскольку почти никто, кроме Америки, не хочет брать на себя малопочтенную роль «мирового жандарма». А между тем ни одно общество, в том числе и мировое, не может обойтись без полиции.

Картина могла быть даже менее интересной, чем она оказалась, если бы не отменное визуальное мастерство режиссера Фукуа, начинавшего в мире музыкальных видео. Он умело использует природу Гавайев, «играющих» Африку, для создания особой экзотической атмосферы опасности. Джунгли, в которых происходит основная часть действия, оказываются как бы еще одним «действующим лицом» картины.

Сцены боевых столкновений людей Уотерса с несколько «картонными» мятежниками довольно энергичны по монтажу, и, будь их больше, они бы составили неплохой боевик. Но в фильме уж слишком много политической и эмоциональной рефлексии, тормозящей действие.

И даже внушительное экранное присутствие Брюса Уиллиса с его бритой головой и трехдневной щетиной не могут заменить полноценного развития характера в предложенных обстоятельствах. Равно как и сексапильность Моники Белуччи здесь абсолютно не нужна, поскольку скоротечной трансформации лейтенанта Уотерса-Уиллиса из «человека войны» в «человека мира», способствует все-таки не внушительный декольтаж Лины-Моники, а неожиданное для него самого осознание гуманитарной миссии американского воина.

Вряд ли лейтенант Уотерс когда-либо читал высказывание Эдмунда Берка, появляющееся на экране в конце фильма: «Единственной вещью, необходимой для триумфа зла, является пассивность хороших людей». Но то, что он и его люди войны делают в фильме, помогает Солнцу поменьше плакать.

Кто следующий в очереди на спасение?

XS
SM
MD
LG