Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 43 - 2003-03-05


Записи, звучащие в программе:

“You’ve got it bad girl”. Херби Хэнкок
Херби Хэнкок - фортепьяно и аранжировка; Майкл Брекер - сопрано и тенор саксофон; Джон Скофильд - гитара; Дэйв Холланд - акустическая бас-гитара; Донг Алиас – ударные
“My Ship”. Вайль.
Рой Харгров - труба; Джонг Патитуччи - бас; Брайан Блейд - ударные; Херби Хэнкок - фортепьяно
“Upaswing”. Дэйв Холланд.
“S’ Wonderful”. Дж. Гершвин, Айра Гершвин

В диске “The Definite Herbie Hancock” представлен широкий спектр сделанного Хэнкоком от 62 до 95 года. Интерпретация песни Стиви Уондера “You’ve got it bad girl” записана в 95 году.

«Беспокойная душа, необузданное воображение, неустанный поиск», - писал о Херби Хэнкоке в связи с выходом диска “Definitive Herbie Hancock” музыкальный критик Питер Кипньюс.

Характерно, что, примерно, первые десять лет с начала профессиональной жизни Хэнкока ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что он - один из самых талантливых и ярких джазовых пианистов своего поколения. Но с начала семидесятых отношение к нему начало определяться тем, что оценивающий вкладывал в понятие «джаз».

Сейчас, вспоминая реакцию на его альбом 73 года “Headhunters”, понимаешь, что Хэнкок, которого обвиняли во всем, вплоть до того, что он предает джаз в угоду популярности и коммерческому успеху, в действительности, вводя в ткань композиций электрозвучание и мощный фоновый рок-бит, делал то, что делали до него все большие музыканты: осваивал новые территории и расширял словарный запас джаза.

Импровизацию на песню Стиви Уондера “You’ve got it bad, Girl” я выбрала по двум причинам: она вновь продемонстрировала готовность Хэнкока идти на риск, в данном случае сближая поп музыку и джаз. Поиск новых выразительных средств во все времена был одним из качеств, отличающих больших музыкантов. Вторая причина: в записи композиции принял участие басист Дэйв Холланд, который, как и Херби Хэнкок, двадцать третьего февраля был удостоен высшей награды американской Академии звукозаписи - премии «Грэмми».

Альбом, записанный в большом составе - Dave Holland Big Band - “What goes around” («Как аукнется…»), откликнулся, как видим, совсем не плохо - премией «Грэмми».

Херби Хэнкок стал двойным лауреатом - премии удостоилось его соло в композиции “My Ship” и диск “Directions in Music”, о котором я уже упоминала в связи с рассказом о трубаче Рое Харгрове, принявшем участие в его записи (я вернусь к рассказу о Харгрове в нашей следующей встрече).

Характерно, что решающим моментом в жизни Херби Хэнкока была его встреча с Майлсом Дэвисом: в 63 году тот пригласил его работать в составе своего квинтета. С одобрения и при поддержке Дэвиса ритм-группа квинтета: Рон Картер - бас, Тони Уильямс - ударник и Херби Хэнкок - фортепьяно стала самой новаторской и впечатляющей ритм-группой в истории джаза. Вместо традиционной аккомпаниаторской функции музыканты стали полноправной частью квинтета, ведущей на равных «разговор» с трубой Дэвиса и саксофоном Уэйна Шортера.

Майлс Дэвис был не только великим трубачом: он отличался воистину гениальным чутьем на таланты: через пять лет после того, как он включил в состав своего квинтета Херби Хэнкока, он «открыл» для джазового мира басиста Дэйва Холланда.

В 98 году студия «Колумбия» выпустила новаторские записи Дэвиса периода «фьюжен», сделанные в 70 году. Холланд вспоминает об этом времени с нескрываемым восторгом: «Я не всегда мог понять, - рассказывает он, - репетируем мы еще или уже записываем, до такой степени все было спонтанно и открывало необъятные возможности для импровизации… Работа с Майлсом стала для меня настоящей школой и в смысле обращения с музыкальным материалом, и в смысле взаимодействия с музыкантами, - продолжает Холланд. - Сейчас, когда я, сидя в своей студии, работаю над новой композицией, я рассматриваю ее не как конечный продукт, а как основу для начала работы с музыкантами. Мне всегда был по душе подход Дюка Эллингтона, который, сочиняя композиции «примерял» ее на тех, в чьи руки она попадет, то есть, учитывая индивидуальные качества музыкантов, которым ее предстоит освоить и развить».

Среди имен, звучащих с подмостков легендарного нью-йоркского зала «Мэдисон скуэр гарден», были имена не только претендентов на «Грэмми» и тех, кто премий удостаивался. Музыкальная индустрия вспоминала музыкантов, ушедших из жизни в минувшем 2002 году, в том числе и одного из крупнейших басистов американского джаза Рэя Брауна. Оставил он после себя не только гениальные записи, Браун подарил американскому джазу Дайану Кролл.

«Дайана была настоящим фортепьянным вундеркиндом», - вспоминал Картер о девочке-подростке, ментором которой он стал. Это он уговорил Дайану, уроженку небольшого городка Нанаимо, переехать из Канады, где она подвизалась в небольших ночных клубах в Америку и записать свой первый диск “Stepping out”. Комментируя его выход в свет, Рэй Браун писал: «Это замечательный альбом, и я предсказываю, что Дайану ждет настоящий, большой успех».

Предсказания маэстро сбылись сполна, диски Дайаны пользуются феноменальной популярностью. К ее послужному списку прибавился титул обладательницы «Грэмми» за 2002 год.

«Это замечательно». Так называется песня из парижского альбома Дайаны Кролл, которая завершает нашу сегодняшнюю встречу, посвященную лауреатам «Грэмми».

XS
SM
MD
LG