Оппозиция силовой акции по разоружению Ирака со стороны Франции и Германии чревата не только политико-дипломатическими последствиями. Ситуация может внести коррективы и в планы будущей дислокации американских войск в Европе. Американская пресса живо комментирует такой вариант.
Что вызывает прилив энтузиазма у мэра польского городка Болеславица? Почему с такой радостью смотрит в будущее мэр Щечинека, другого городка на востоке Польши? «А потому, - отвечает обозреватель «Вашингтон пост» Энн Эплбаум, - что Польша полнится слухами: американцы идут».
Конкретно, речь идет о возможном переводе американских военных баз с территории Германии в Восточную Европу. Результат? В отличие от Западной Европы, где демонстранты носят лозунги «Американцы, убирайтесь прочь!», в странах бывшего социалистического лагеря населенные пункты по соседству с бывшими советскими базами готовят плакаты «Американцы, добро пожаловать!» Так, в Польше, по одним данным - 72, а по другим - 89 процентов опрошенных заявили, что будут очень рады приветствовать американских военных. Ликование населения приняло такие масштабы, что Государственный департамент в Вашингтоне счел за благо предупредить: никаких официальных переговоров на эту тему пока не велось.
Однако другой источник - министр обороны Дональд Рамсфелд - был более откровенен. Вот что он сказал в Риме на совещании НАТО: «Мы пересматриваем целесообразность дислокации своих баз за рубежом... Гравитационный центр Атлантического альянса смещается. Энтузиазм, выказываемый странами, долго жившими под респрессивными режимами, благотворен для НАТО».
Вопрос об американских базах за границей, - а они сейчас существуют в сорока странах - не нов. Он был частью военной реформы, затеянной администрацией Буша еще до событий 11 сентября. Но обструкция со стороны правительства Шредера придала проблеме, по выражению известного обозревателя «Нью-Йорк таймс» Уильяма Сафайра, «своевременную остроту».
Главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал морской пехоты Джеймс Джонс напомнил американским сенаторам, приехавшим в Мюнхен на конференцию по безопасности, что в гарнизонах Германии сейчас размещаются свыше 70 тысяч солдат и офицеров армии США. С ними живет почти такое же число иждивецев. Эта «махина», как назвал ее генерал, стала малоповоротливой и дорогостоящей.
Эксперты и комментаторы разделяют такое мнение. Перевод баз в Польшу, Румынию и Болгарию, как они считают, решит целый ряд задач.
Во-первых, базы на востоке и юго-востоке европейского континента окажутся ближе к потенциальной зоне военного конфликта в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Во-вторых, их содержание, учитывая высокий курс евро, обойдется гораздо дешевле. В-третьих, военные смогут проводить учения на месте, а не летать на учебные бомбежки из Германии в Турцию и Кувейт, как приходится поступать сейчас, учитывая протесты немцев. Наконец, очень важное обстоятельство: отношение народа и властей. В этом смысле проамериканские настроения в Польше, Румынии и Болгарии, а также остальных странах Восточной Европы, являют разительный контраст в сравнении с Германией.
Обозреватель флоридской «Орландо сентинел» Питер Браун идет еще дальше. Он призывает администрацию Буша пересмотреть дислокацию и численность всех американских баз за границей в свете геополитики XXI века. «Наши гарнизоны в Германии - реликвии холодной войны, - пишет Браун. - Они должны были преградить советским танкам путь на Париж. Но СССР больше нет, а базы есть, причем в том виде, в котором они больше не нужны. Нам требуются более малочисленные, но более мобильные и лучше вооруженные войска, дислоцированные по соседству с потенциальными театрами военных действий. Если поляки готовы раскрыть нам объятия, с колбасой и водкой в руках, нам следует пойти им навстречу».
Аналогичную ситуацию флоридский колумнист усматривает в Южной Корее, где молодое поколение, включая новоизбранного президента, ставит под вопрос присутствие 38 тысяч американских солдат вдоль демилитаризованной зоны - даже перед лицом ядерной угрозы Пхеньяна. «Многие страны из числа «азиатских тигров», не говоря о Тайване, будут счастливы принять нас у себя. Почему нам не переместиться? Корея останется в пределах досягаемости, но элемент раздражения в наших отношениях уйдет. Почему нам не уйти из Саудовской Аравии после того, как Ирак будет десаддамизирован?» - спрашивает Питер Браун в «Орландо сентинел».