Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 41 - 2003-02-19


Записи, вошедшие в Программу:

“Sun Star”. Джон Колтрейн. Из диска “Stellar regions”
Джон Колтрейн - тенор саксофон; Алис Колтрейн - фортепьяно; Джимми Гаррисон - бас; Пашид Али - ударные
“Stellar regions”. Джон Колтрейн
“Iris”. Джон Колтрейн

Сегодня я предлагаю вашему вниманию диск, в который вошли композиции Джона Колтрейна, записанные приблизительно за пять месяцев до безвременной кончины этого удивительного музыканта. При жизни Колтрейна запись так и не увидела свет и долгое время считалась потерянной. Но об этом - чуть позже.

Запись композиции “Sun Star” была сделана пятнадцатого февраля 1967 года. Можно только поражаться тому, что с тех пор прошло целых тридцать шесть лет. Ни одна из вошедших в диск “Stellar regions” композиций не утратила остроты и свежести звучания.

Специалисты разделяют все, сделанное Колтрейном, на несколько периодов. Два последних года жизни «Трэйна», как называют его в джазовом мире, обычно именуют «поздним Колтрейном». Музыкант умер от рака 17 июня 67 года, когда ему было чуть больше сорока. В этот период меняется ритмическое осмысление материала, удлиняется протяженность - и его выступлений, и композиций, которые, как правило, и до этого были достаточно длинными. Но в начале 67 года в творчестве Колтрейна намечается новое направление: игра его обретает удивительную упругость, точность и экономность. Это, кстати, выражается и в том, что в диске нет ни одной композиции обычной для Трэйна длины: девять-десять минут. Почти все они гораздо короче.

Некоторые эксперты склонны объяснять это тем фактом, что они сделаны в период, когда над великим музыкантом уже нависла тень смерти: слишком поздно диагностированный рак печени сказывался не только на его физическом самочувствии, но изменил - обострил! - восприятие действительности.

Но независимо от того, что было причиной перемен в творчестве Колтрейна, сделанное им и впрямь поражает собранностью, точностью и филигранностью.

Почти все записи, сделанные в феврале 67 года, Колтрейн, по неизвестной причине, унес из студии домой. Замечу, что ни у одной из композиций в момент записи не было названий. Мало кто в ту пору мог предположить, что жить ему оставалось всего пять месяцев.

После смерти Колтрейна долгое время все были убеждены в том, что записи эти потеряны. Случилось, однако, так, что жена Колтрейна (она была последней пианисткой, с которой он работал) и его сын Рави (саксофонист, как и его отец), разбирая бумаги музыканта, наткнулись на пленки, среди которых оказались и эти драгоценные записи. Все названия композиций, вошедших в диск, выпущенный фирмой «Импульс», даны женой Колтрейна.

Колтрейн, революционер джаза, автор таких джазовых стандартов, как “Giant Steps”, “Naima”, “Impressions”, достиг за свою короткую жизнь невиданной для джазового музыканта популярности, сравнимой разве что со славой Чарли Паркера. Его альбомы продавались стотысячными тиражами, а стиль имитировался десятками подражателей. Но лишь немногие сумели приблизиться к его техническому совершенству и виртуозности.

Безусловно, все вошедшие в диск “Stellar Regions” композиции окрашены некой таинственной аурой: когда мы слушаем их сейчас, нам неминуемо приходит в голову мысль, что это - последние ноты, извлеченные Колтрейном из его инструмента, что это - его прощальные фразы. Что вслед за этим последует окончательная и бесповоротная тишина…

«Но куда важнее, - писал, в связи с выходом диска, критик Дэйвид Уайльд, - тот факт, что Колтрейн продолжал неутомимый поиск нового до самого конца, и у нас с вами есть возможность услышать удивительные результаты этого поиска».

XS
SM
MD
LG