Линки доступности

«Виртуозы Москвы» - в Вашингтоне<BR>Интервью с Владимиром Спиваковым - 2003-02-16


В 79 году Владимир Спиваков выступил с Чикагским симфоническим оркестром в качестве дирижера, и это триумфальное выступление навело его на мысль создать собственный оркестр. Осуществив свою идею, Спиваков назвал камерный ансамбль «Виртуозы Москвы».

Составленный из концертмейстеров лучших советских оркестров, ансамбль зарекомендовал себя, как один из лучших камерных оркестров мира. Сейчас в оркестре много молодых музыкантов, но Владимир Спиваков остается его солистом, музыкальным руководителем и главным дирижером.

В программе вашингтонского выступления были концерт для скрипки и гобоя» Баха, фортепьянный концерт № 12 Моцарта и «Серенада для струнных» Чайковского. Концерт прошел с аншлагом. Публика, среди которой было много иммигрантов из России, долго не отпускала музыкантов, и оркестр исполнил много произведений на бис.

После концерта, несмотря на усталость, Владимир Спиваков любезно согласился дать мне интервью. Я напомнил ему, что последний раз мы встречались около десяти лет назад в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. Тогда он исполнил скрипичный концерт Сибелиуса с Национальным симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича. В то время Спиваков и его оркестр «Виртуозы Москвы» жили в Испании.

Люсьен Фикс:
Что изменилось за это время, за исключением того, что ваша голова стала белая как лунь?

Владимир Спиваков:
Когда я говорил, что открываю концертный сезон в Москве, это означало не только, что я открываю концертный сезон. Я также переехал в Москву жить и работать. Моя семья частично живет в Париже, но большую часть времени мы проводим в Москве. Москва сейчас очень изменилась, это совершенно другой город, такой как Нью-Йорк, Лондон или Париж. Город полон энергии, там есть много возможностей, чтобы применить свои знания и умение.

Л.Ф.:
Владимир, вы три года были руководителем и главным дирижером российского Национального оркестра. Почему вы решили его оставить?

В.С.:
Для того чтобы был другой оркестр, который будет называться российский Национальный филармонический оркестр. Дело в том, что «National» подразумевает «государственный», а поскольку этот оркестр частный, получается, что он не такой уж «National».

Л.Ф.:
Насколько я знаю, у вас произошел конфликт, не столько с оркестром, сколько с его руководством.

В.С.:
С оркестром у меня никогда не было конфликтов и даже разногласий. Мы великолепно работали вместе, и я с удовольствием вспоминаю это время и думаю, что со многими музыкантами судьба еще нас соединит. Администрация - это совершенно другое дело. Когда администрация вмешивается в творческий процесс, это совсем не годится. Она разрушает сама себя и то, что создано. Так что в этом смысле на протяжении всей истории развития оркестров, когда администрация вмешивается в творческий процесс, никогда ничего хорошего не получалось.

Л.Ф.:
В каких еще американских городах вы будете выступать с «Виртуозами Москвы?»

В.С.:
Мы уже выступали в Чикаго, Детройте, в Нью-Йорке мы дали три концерта. Везде аншлаги. Сегодня в Вашингтоне, завтра в Филадельфии. В общем, получилось очень приятное турне. Я даже не ожидал, что такое количество публики посетит концерты «Виртуозов Москвы». Для меня очень приятно, что было так много русскоязычной публики, потому что мы часть истории жизни этих людей, и в то же время, они тоже часть нашей истории.

Л.Ф.:
Вы объездили с гастролями весь мир. Вы даже жили на Западе. Конечно, это было ваше право и ваше решение. Где ваше сердце?

В.С.:
Мое сердце всегда было в России, даже когда я жил за ее пределами. Дело в том, что те люди, которые родились и имели счастье прикоснуться к тому, что называется духовное наследие России, понимают, что их душа именно там.

Л.Ф.:
Да, но было много случаев – взять, к примеру, Шаляпина или Рахманинова… Они так никогда и не вернулись в Россию.

В.С.:
И, тем не менее, эти люди переживали разрыв. Если вы вслушаетесь в музыку их последних сочинений, того же Сергея Васильевича Рахманинова, вы поймете, что сердце его было в России,

Л.Ф.:
А как насчет Стравинского?

В.С.:
Я был еще маленьким мальчиком, когда Стравинский приехал в Советский Союз. Для него специально открыли в Ленинграде музей Пушкина на Мойке. Я тогда был школьником и видел все это. Он наклонился над маской Александра Сергеевича Пушкина, долго смотрел, подняв очки, вытирая слезы, и сказал «Я всегда чувствую себя русским человеком. Я даже во сне думаю по-русски».

Л.Ф.:
Какие выступления у вас намечены с американскими оркестрами в качестве солиста или дирижера?

В.С.:
Сразу после окончания гастролей с «Виртуозами Москвы» я уезжаю в Медисон, где я играю с симфоническим оркестром и дирижирую. В программе этого концерта будут произведения Прокофьева и Чайковского. После этого я буду выступать в Техасе в Хьюстоне и Сан-Антонио. У меня намечены гастроли в Сан-Франциско и Нью-Йорке, где я буду выступать солистом с оркестром Сент-Луиса в Карнеги холле.

XS
SM
MD
LG