Линки доступности

Конгресс и военные полномочия президента - 2003-02-06


Демократы в Сенате пытаются заставить Джорджа Буша просить Конгресс проголосовать непосредственно за военную акцию в отношении Ирака. Исходная резолюция по Ираку, принятая подавляющим большинством голосов в октябре, давала главе государства лишь общие полномочия решать проблему разоружения Саддама силовым путем. Демарш демократов вновь заострил внимание на компетенции законодательной власти в решении вопросов войны и мира.

Через несколько минут после голосования в Палате представителей десятого октября 2002 года президент Буш, выступая в Белом доме, выразил благодарность законодателям: «Палата представителей ясно выразила свою волю всему миру и Совету безопасности ООН, а именно - что растущей угрозе со стороны Ирака необходимо противостоять всеми силами и со всей решительностью».

На следующий день такое же решение принял Сенат - семьюдесятью семью голосами против двадцати трех. Спустя несколько недель Совет безопасности ООН одобрил выработанный Соединенными Штатами и Великобританией проект резолюции за номером 1441, требующей от Ирака сотрудничества с международными военными инспекторами.

С тех пор прошло совсем не много времени, но событийность истекшего периода заставила забыть о яростных прениях, предшествовавших принятию октябрьской резолюции. По Конституции президент является главнокомандующим вооруженных сил, а Конгрессу принадлежит право объявления войны. Однако президенты, будучи главнокомандующими, зачастую использовали армию в вооруженных конфликтах, не имея на то предварительной «визы» законодателей. Иными словами, президенты подчас вели необъявленные войны, которые Конгрессу приходилось задним числом санкционировать. Лишь в семьдесят третьем году Конгресс принял закон, согласно которому законодатели простым большинством голосов могли в любой момент предписать президенту прекратить необьявленную войну. А на исполнение своей воли они дали президенту срок до трех месяцев. То есть, в течение девяноста дней президент вправе вести военные действия, которые официально не квалифицируются как война. Тем не менее, даже обладая такими полномочиями, президенты всячески стараются, чтобы Конгресс заранее одобрил применение военной силы. Так поступил и президент Буш, решая иракскую проблему. Тогда, во время октябрьских прений - снова горячо заговорили о том, где проходит граница между полномочиями президента и законодателей в вопросах войны.

И снова эта тема стала актуальной ввиду резолюции, внесенной сенатором от Массачусетса Эдвардом Кеннеди. После послания Джорджа Буша о состоянии государственных дел Кеннеди заявил, что президенту следует еще раз заручиться одобрением Конгресса в отношении войны с Ираком: «Президенту следует убедить нацию, что Ирак действительно представляет прямую угрозу Америке, затем ему надо просить Конгресс принять резолюцию, удостоверяющую убедительность представленных доказательств, и лишь после этого он сможет отправить армию воевать с Ираком».

Сенатор Кеннеди убежден, что закон 73 года о военных полномочиях делает его предложение абсолютно правомочным. Но предложение Кеннеди аналогично тому, которое уже было поставлено на голосование десятого октября и отклонено Палатой представителей. Октябрьская резолюция, с одной стороны, требовала от президента заручиться одобрением Конгресса на использование вооруженных сил, а с другой - обязывала законодателей незамедлительно проголосовать по резолюции, как только они получат уверения президента, что усилия ООН по разоружению Ирака не увенчались успехом.

Во время тогдашних прений конгрессмен Том Аллен из штата Мэн заявил, что считает принципиально важным, чтобы последнее слово в решении вопроса об Ираке принадлежало Конгрессу: «Мы, законодатели, не имеем права довольствоваться ролью рупора Белого дома. Мы не можем позволить президенту в одностороннем порядке развязать боевые действия, не оговорив с нами, как долго они могут продолжаться без нашего согласия.

Демократы не сумели заручиться достаточной поддержкой, своей альтернативной резолюции по Ираку. Однако за альтернативу все-таки проголосовали сто пятьдесят пять членов Палаты представителей, и эта коллективная оппозиция, по их мнению, свидетельствует о значительном несогласии общества с политикой Белого дома в отношении Ирака.

Между тем сенатор Роберт Берд - еще один демократ, резко критикующий администрацию - внес предложение потребовать от президента заручиться поддержкой Совета безопасности ООН, прежде чем вступать в войну с Ираком.

Ни помянутая выше резолюция Кеннеди, ни инициатива Берда не имеют больших шансов на успех в Сенате, где большинство принадлежит республиканцам.

XS
SM
MD
LG