Соединенные Штаты продолжают подготовку к потенциальной силовой акции в Ираке с целью предотвратить попадание в руки бесконтрольной диктатуры оружия массового поражения. Между тем события последнего времени свидетельствуют, что два других государства «оси зла» - Северная Корея и Иран - предпринимают интенсивные шаги к получению такого оружия. Эта ситуация ставит администрацию Буша перед серьезной стратегической дилеммой.
«Голос Америки» попросил нескольких специалистов по вооружениям высказать свое мнение на этот счет.
Что делать перед лицом вызывающих действий Пхеньяна, заявившего о возобновлении программы ядерных вооружений, а сейчас намекающего на возможный отказ от моратория на ракетные испытания? Министр обороны Дональд Рамсфелд заверил, что Соединенные Штаты при необходимости способны вести войну на два фронта, имея в виду Ирак и КНДР. Многие военные специалисты, однако, сомневаются, что Америка сможет выдержать такой вариант при нынешней численности и оснащенности вооруженных сил, особенно учитывая, что это будет война не на два, а на три фронта - действия в Афганистане вряд ли закончатся в ближайшее время.
Уходящий глава сенатского комитета по иностранным делам демократ Джозеф Байден призывает Белый дом отложить подготовку к операциям в Ираке и переключить внимание на Северную Корею, поскольку опасность, исходящая от КНДР, перевешивает все остальные.
Старший исследователь фонда «Карнеги» Джозеф Сиринсионе согласен с такой оценкой: «В отличие от Ирака у Северной Кореи есть свой плутоний: они располагают сырьем для производства нескольких атомных бомб. Мы не знаем достоверно, сделали ли они их или нет. Но имеет смысл исходить из наихудшего сценария. Сейчас они в спешном порядке размораживают реакторы, законсервированные по соглашению с США в 94 году... Северная Корея, созданная Сталиным после Второй мировой войны, может быть изгоем, может быть злом, но ее коммунистическое руководство следует четкому стратегическому плану», - говорит вашингтонский эксперт.
Время для обострения мировой ситуации выбрано Пхеньяном грамотно: Америка по горло занята подготовкой к войне в Ираке и не ищет конфронтации с КНДР. Но что движет Пхеньяном? На это Сиринсионе отвечает:
«Опять-таки в отличие от Ирака, Северная Корея хочет возобновления переговоров с Америкой. Весь театр с обнародованием ядерной программы и так далее преследует одну-единственную цель: заключить сделку с Вашингтоном. Говоря проще: северокорейцы знают, что США могут купить их ядерную и ракетную программу. Весь вопрос в цене».
Глава общественной организации «Союз озабоченных ученых», профессор физики Корнельского университета Курт Готфрид тоже считает, что ядерное оружие нужно Пхеньяну для выторговывания лучших условий финансовой и прочей помощи со стороны Америки и ее союзников. Северная Корея не стремится к военному конфликту. Ее ядерные возможности сильно преувеличены
«Это все еще весьма малая ядерная держава - даже если им и удалось соорудить пару атомных бомб, - продолжает Готфрид. - Куда серьезней, на мой взгляд, наличие у КНДР громадной сухопутной армии, дислоцированной в 40 километрах от Сеула. Этот факт сильно лимитирует возможности американской администрации - в отличие от планов в отношении Ирака».
Дополнительным стимулом для амбиций Северной Кореи стало избрание в Южной Корее президента Но Му Хена, который пришел к власти на волне антиамериканизма и лозунгов об открытии границ с Севером. Администрация Буша твердит, что Пхеньяну не удастся с помощью шантажа заставить ее вернуться к столу переговоров. Но будущий глава сенатского комитета по иностранным делам республиканец Ричард Лугар призывает Белый дом пересмотреть эту позицию и возобновить контакты с Северной Кореей.
Тем временем, пристального внимания администрации потребовала ситуация в Иране - еще одной точке бушевской «оси зла». В августе активная группа оппозиционеров клерикального режима - Национальный совет сопротивления Ирана - сообщила, что аятоллы под флагом коммерческих компаний ведут интенсивные военные ядерные разработки. На взгляд Джозефа Сиринсионе из фонда «Карнеги», эти усилия заслуживают самого пристального внимания: «Если Иран начнет программу ядерных вооружений, у Соединенных Штатов или другой страны не окажется средств заставить их отказаться от этого. В самом деле соседи Ирана - Индия и Пакистан - располагают ядерными ракетами. Есть они и у Израиля. Почему их не должно быть у Ирана?»
Как бы то ни было, государственные программы стран «оси зла» не грозят немедленной опасностью - в отличие от террористов, в руки которых, как подчеркивает профессор Готфрид, рискует попасть оружие из арсеналов бывших противников США: «Наибольшую опасность, по моему разумению, представляют склады ядерных материалов и оружия в странах бывшего Советского Союза. Они нуждаются в повышенном внимании. Между тем сейчас они не пользуются даже обычным вниманием. Мониторинг там поставлен неудовлетворительно. Если в мире произойдет ядерная атака, скорей всего, источником оружия окажется Россия...»
Таким образом, по заключению экспертов, в ситуации, когда опасность распространяется по различным векторам, важно оценить и пресечь наиболее рискованные направления.