Линки доступности

В борьбе с терроризмом главным врагом для Белого Дома стал Ирак - 2002-12-25


Весь прошедший год президент Буш работал над тем, чтобы заручиться поддержкой возможного использования военной силы против иракского лидера Саддама Хусейна. Президентская кампания против Ирака началась со ставшей знаменитой речи об «оси зла», когда Буш назвал Иран, Ирак и Северную Корею угрозой глобальному миру, так как эти государства могут оказать содействие террористам в приобретении оружия массового поражения.

«Я не буду сидеть сложа руки в обстановке нарастающей опасности, - заявил президент. - Я не стану безучастно наблюдать, как угроза придвигается все ближе и ближе. Соединенные Штаты не позволят наиболее опасным режимам в мире угрожать нам самыми разрушительными из существующих видов оружия».

В течение прошедшего года Саддам Хусейн заменил Усаму бин Ладена в качестве главного врага в объявленной президентом войне с терроризмом. Когда сенатские демократы поставили под сомнение наличие прямой угрозы со стороны Ирака и стали затягивать принятие резолюции, разрешающей применение силы, президент Буш добился раскола оппозиции, выработав компромисс с лидером демократического меньшинства Ричардом Гепхардом.

После принятия резолюции Конгрессом некоторые члены администрации стали подталкивать президента к односторонним действиям против Саддама Хусейна. Однако государственный секретарь Колин Пауэлл убедил его в том, что следует добиваться более широкого мандата от Организации Объединенных Наций.

Выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, Джордж Буш заявил, что иракский лидер представляет собой угрозу легитимности этой организации. «Должны ли резолюции Совета Безопасности уважаться и соблюдаться, или ими можно пренебрегать без всяких последствий? - спросил президент США. - Будет ли Организация Объединенных Наций служить принципам, на которых она основана, или полностью утратит свое влияние?»

За исключением Великобритании, заручиться поддержкой акции против Ирака у членов ООН оказалось для США гораздо более сложным делом, чем сформировать коалицию для борьбы с терроризмом. Китай, Россия и Франция настаивали на дипломатических действиях в отношении Саддама Хусейна.

Находясь на президентском ранчо в ходе своего визита в США, китайский лидер Цзян Цзэминь заметил, что стороны признали необходимость прекращения северокорейской программы производства ядерного оружия, однако не смогли достичь понимания в вопросе об использовании силы против Ирака. «Учитывая различную ситуацию в наших странах, - заметил Цзян, - то, что иногда Китай и США имеют различные подходы, является вполне естественным».

В конце концов Китай проголосовал за резолюцию - как и другие члены Совета Безопасности, включая Россию, угрожавшую вначале, что она воздержится при голосовании. Владимир Путин сказал Бушу, что он разделяет его озабоченность в отношении Багдада, но тут же добавил, что американский лидер слишком много внимания уделяет Ираку в ущерб другим странам, связанным с терроризмом, включая таких союзников США, как Саудовская Аравия и Пакистан. «Что может произойти с оружием, включая ОМП, которое имеется у Пакистана? Мы в этом не уверены, и забывать об этом нельзя», - сказал российский президент.

Джордж Буш всегда говорил, что он не будет действовать в одиночку, если решит применить силу против Ирака, и что он возглавит коалицию государств против Саддама Хусейна в том случае, если тот не разоружится. «Исход нынешнего кризиса предрешен, - считает Буш. - Ирак будет лишен оружия массового поражения. Как это произойдет решать Багдаду».

Многое сейчас зависит от работы инспекторов ООН по вооружениям. Ирак заявляет, что президент Буш использует эти инспекции как предлог для того, чтобы оправдать военное нападение. Джордж Буш заявляет, что он предпочел бы добровольное разоружение. В любом случае, говорит президент, «справедливые требования всего мира будут удовлетворены».

XS
SM
MD
LG