Линки доступности

Матисс назвал его «лучшим из всех нас» - 2002-11-20


В вашингтонской галерее Филлипса экспонируется ретроспективная выставка работ французского живописца Пьера Боннара. Эта галерея, основанная Дунканом Филлипсом в 1921 году, была первым из американских музеев, представивших американским любителям изобразительного искусства творчество знаменитого французского живописца.

Между 1925 и 1954 годами Дункан Филлипс собрал самую крупную и самую представительную в Америке коллекцию работ Боннара, в том числе живопись, рисунки и графика. В 1930 году в фамильном особняке в американской столице Филлипс устроил первую ретроспективную выставку работ Боннара. С того времени галерея Филлипса устраивала тринадцать персональных выставок французского живописца.

Выступая на просмотре для прессы выставки «Пьер Боннар: ранний и поздний», директор галереи Филлипса Джей Гейтс отметил приверженность галереи Филлипса наследию его основателя. «Филлипс как-то сказал, что Боннар в нашем музее - как дома. Это говорит о том, что такая выставка может быть организована только музеем Филлипса. Могу только добавить, - сказал директор, - что проект организован совместно нашим музеем и Денверским музеем изящных искусств, где выставка будет показываться после ее закрытия в Вашингтоне».

Дункан Филлипс, искусствовед и публицист, был в числе немногих в Америке, распознавших талант Боннара как художника современного направления. Ретроспективная выставка «Пьер Боннар: ранний и поздний» проливает новый свет на творчество плодовитого французского художника и дает широкое представление о его незаурядном таланте.

Непревзойденный мастер постимпрессионизма, Боннар добился известности своими залитыми солнцем, пропитанными гармонией пейзажами, а также экспериментами с интерьерами.

Боннар родился в городе Фонтенэ-о-Роз в семье служащего военного министерства. Получив аттестат зрелости, он по воле отца отправился в Париж изучать право. Параллельно с этим он посещал курсы живописи и рисования в Академии Жюлиана, где познакомился с другими начинающими художниками. В 1888 пять молодых художников - Боннар, Морис Дени, Анри-Габриэль Изель, Поль Рансон и Поль Серюзье основали группу «наби», название которой происходит от древнееврейского слова «nabi» (ясновидящий) и следовали теориям символизма Поля Гогена и поэта Стефана Малларме. Цель своего союза художники видели в «придании искусству характера копирования»: картины с натуры должны субъективно преобразовываться в цвете и контурах.

Через год после государственных экзаменов Боннар начал учебу в Школе изящных искусств, оплачивать которую мог благодаря своей юридической практике. Поскольку его декоративные картины, в которых чувствовалось влияние Поля Гогена и японского искусства резьбы по дереву, не покупались, Боннар обратился к искусству плаката. В 1891 он победил в конкурсе плакатов на тему шампанского. После этого успеха он целиком сосредоточился на живописи и графике, иллюстрировал тексты Поля Верлена.

В 1896 парижская галерея «Дюран-Рюэль» организовала первую персональную выставку работ Боннара. Изображая повседневную жизнь Парижа и его окрестностей, Боннар отказался от пластического воспроизведения, работая только орнаментальной структурой плоскости. Картины выполнены большей частью в темных тонах.

Начиная с конца столетия, Боннар проводил весну и лето в основном за городом. Он полностью отказался от темной палитры, никак не годившейся для создания впечатления тишины и умиротворенности (см., например, картину «Семья на террасе» от 1902 года).

Применительно к городским видам, частых с некоторого времени для его работ, Боннар разработал композиционный принцип, который позже стал применять и в отношении пейзажей: барьеры в виде столов или парапета создавали оптический эффект, благодаря которому зритель чувствовал свою удаленность от изображаемого события («Площадь Клиши», 1912 г.). Другой темой его интерьеров являются сцены застолья, где стол выступает как бы «картиной в картине», в то время как люди - всего лишь живыми фигурами («Вечером», 1924 г., или «Столовая», 1925 г.).

Боннар относится ко второму поколению французских импрессионистов, позже названных «интимистами», потому что они предпочитали изображать сцены повседневной жизни. Боннара ценили очень высоко даже его коллеги. В 1930 году, в очередной раз посетив вашингтонскую галерею и посмотрев коллекцию работ Боннара, Матисс сказал Дункану Филлипсу: «Он лучше нас всех».

На выставке в галерее Филлипса 130 произведений - 60 картин маслом и 70 других работ, включая малоизвестные гравюры, рисунки, скульптуры, книжные иллюстрации и фотографии театральных декораций.

XS
SM
MD
LG