Линки доступности

Мода начала прошлого столетия: период метаморфозы - 2002-11-01


Социологи утверждают, что костюм отражает не столько вкус и личные склонности индивида, сколько его социальное запросы... Иллюстрацией к этому положению может стать выставка, проходящая сейчас в Институте технологии моды в Нью-Йорке.

...Посетителей выставки (а надо отметить, что мужчин на ней оказалось не меньше, чем женщин) встречает манекен в ярко-красном вечернем платье из шелка с кружевами. Валери Стил, куратор экспозиции и преподаватель Школы дизайна при Институте технологии моды, говорит, что выбор данного туалета столетней давности не случаен: «Такое секси-платье с вырезом на грани допустимости, с отделкой из страусовых перьев, вы ожидаете увидеть на сцене «Мулен-Руж». А между тем это - реальный туалет нью-йоркской дамы высшего света начала ХХ века».

Институт технологии моды, входящий в систему Нью-Йоркского университета, готовит студентов колледжа к работе с сфере готового платья - от высокой моды до прет-а-порте. Но замысел выставки недаром привлек такое число зрителей, далеких от кройки и шитья. Валери Стил определяет ее как «имидж femme fatale - «роковой женщины». Устроители хотят очертить период, в котором произошла метаморфоза.

В последние десятилетия XIX века на Западе началась подлинная революция: женщины различных социально-экономических слоев стали носить модели одинакового дизайна, хотя и не всегда сшитые из одного и того же материала.

Как отмечает профессор Стил, это стало возможным благодаря появлению универмага, где женщины среднего и даже рабочего класса могли купить платья, скроенные для актрис, светских львиц и даже придворных дам: «Идея шопинга явилась освобождением. Женщина, продолжая исполнять роль домохозяйки, уже не должна была постоянно находиться дома, а могла проводить время среди себе подобных - в магазине. Повторяя формулу Эмиля Золя, универмаг стал реальным, земным «дамским счастьем». Там можно было не только заниматься покупками, но и посидеть в кафе или «кабинетной комнате», где дамы читали или писали письма. Они могли лицезреть и копировать иные модели поведения, иные манеры, чувствовать себя независимыми. Это стало существенной частью новой городской культуры, породившей имидж роковой женщины».

Полсотни самых смелых платьев, представленных на выставке, относятся к бурному периоду перед Первой мировой войной, когда на Западе оформилось массовое движение за социальное равноправие женщин, их политическое и экономическое достоинство.

Безусловно, сказалось и влияние господствовавшей в те годы моды «ар нуво». Внимание посетителей неизменно вызывает шикарное платье из черного атласа с однотонными текучими линиями цветов и растений, которые замечаешь только с близкого расстояния. Что ж, в Нью-Йорке, где черное - почти непременная униформа выходного наряда, это закономерно, говорит второй куратор выставки Фред Деннис: «В конце XIX века мода впервые стала средством социальной мобильности. Наша одежда всегда заявляет: взгляни на меня! Мы одеваемся для других, не для себя. Но в тот период, который мы освещаем, женщин перестали определять по дизайну одежды».

Помимо платьев, посетителям предлагается черный женский костюм для верховой езды образца 1895 года. Его линии стали образцом для пиджаков и деловых костюмов современных женщин, указывает Валери Стил: «Мне представляется ошибочным мнение о том, что мы становимся жертвами монстра по имени мода. Если вдуматься, мода - это результат выбора статистически значимого числа женщин. Они голосуют своим кошельком за модель, в которой хотят предстать перед остальным миром».

Социальное раскрепощение, осознание собственной сексуальности, уверенность в важности своей роли - собрание этих черт способствовали рождению имиджа femme fatale. Но окончательное оформление он получил благодаря моде, с наиболее оригинальными образцами которой можно познакомиться на выставке в Нью-Йорке.

XS
SM
MD
LG