Линки доступности

Новости Голливуда - 2002-11-01


Авторами фильма «По поводу Шмидта» (About Schmidt) являются сравнительно молодые люди: сценарий написан Александром Пэйном и Джимом Тэйлором, режиссер Александр Пэйн. Но в картине столько мудрости, что невольно возникает вопрос: откуда они все это знают?

Конечно, в основе сценария - роман Луиса Бегли с тем же названием, и идея почерпнута частично из него. Но фильм очень сильно отличается от книги, и не будет преувеличением назвать картину вполне самостоятельным произведением.

Тем более, что сценарий был написан для выдающегося актера Джека Николсона, чего о романе, конечно, сказать нельзя.

Безусловно, никакой, даже самый талантливый актер не может спасти бездарный фильм, но здесь счастливо сошлись талант актера и дар соавтора сценария и постановщика картины Александра Пэйна. Пожалуй, после Милоша Формана, так ярко раскрывшего талант Николсона в своем феноменальном фильме «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», только Александр Пэйн сумел так полно использовать неисчерпаемый актерский потенциал трижды лауреата «Оскара» Николсона.

Между прочим, в беседе со мной, состоявшейся после просмотра еще не вышедшей на экраны картины, режиссер Пэйн сказал, что он вдохновлялся картинами Формана еще чехословацких времен, и назвал «Любовь блондинки» и «Бал пожарных». Более того, Пэйн говорил, что хотел создать «свою Чехословакию» на просторах Среднего Запада Америки, где население в значительной степени является потомками выходцев из Центральной Европы.

И в метафорическом смысле это режиссеру удалось. Созданный им на экране мир и его люди сродни среднеевропейской провинции и ее иногда странным для нас людям.

У картины, безусловно, сильный европейский привкус, чему особенно помогает музыка англичанина Рольфа Кента, явно вдохновляемого музыкой Нино Рота к фильмам Феллини. Но при этом «По поводу Шмидта» остается картиной безошибочно американской, хотя ее скорее можно назвать общечеловеческой.

Жизнь Уоррена Шмидта (Джек Николсон), пожилого жителя штата Небраска, будет интересна даже зрителю в Африке. Кстати, африканский мотив постоянно звучит в картине, которая отчасти состоит из закадрового прочтения Николсоном писем Шмидта танзанийскому шестилетнему мальчику, которому он шлет деньги через благотворительную организацию.

Авторы как бы иронически сопоставляют эти письма к Ндугу Умбо с тем, что на самом деле происходит в жизни Шмидта. И часто это сопоставление получается очень ироническим. Однако мы хоть и часто смеемся над странностями существования Шмидта, но никогда не теряем симпатии к герою, как, впрочем, и сами авторы.

Уоррен Шмидт представлен нам в день ухода на пенсию из страховой компании, которой он отдал всю жизнь. Он вскоре начинает ощущать свою ненужность, которая усугубляется скорой смертью его жены и отчужденностью единственной дочери.

Желая принести хоть какую-то пользу, Шмидт отправляется в автомобильное путешествие в Денвер на свадьбу к дочери. По дороге он посещает город своего детства, встречает разных странных людей и, наконец, оказывается в семье жениха, которую можно назвать довольно экстравагантной. Особенно это относится к матери семейства в блестящем исполнении лауреата «Оскара» Кэти Бэйтс.

Все эти встречи и нарушение размеренного ритма жизни заставляют Шмидта по-новому взглянуть на себя и свою жизнь, которая, как оказывается, далеко не закончилась и еще сулит немало радостей и переживаний.

Картина, среди прочего, еще и том, что человек не должен заточать себя в рамки условностей, накладываемых тем обществом, в котором он живет, что люди бывают разные и не надо требовать от них невозможного.

Чудики из пэйновской глубинки живут географически примерно там же, что и «бедные люди» из фильмов братьев Коэнов, например, «Фарго». Но Александр Пэйн, в отличие от Коэнов, своих героев жалеет, даже если не всегда любит. А Джек Николсон так играет Уоррена Шмидта, что даже когда мы посмеиваемся над ним, слезы навертываются на глаза.

XS
SM
MD
LG