Линки доступности

Эффективно ли американо-российское партнерство? - 2002-10-28


Хотя трагические события с захватом заложников на прошлой неделе в Москве и терроризировавший в течение трех недель американскую столицу «вашингтонский снайпер», отодвинули на второй план даже иракский вопрос, эксперты-международники продолжают анализировать успехи и неудачи американской политики в отношении России. Недавно в фонде «Карнеги за международный мир» группа специалистов обсудила состояние американо-российских отношений последних двух лет.

«Работает ли американо-российское партнерство?» - таков был центральный вопрос дискуссии экспертов по России. «Если бы этот вопрос мне задали 10 сентября 2001 года, - сказал директор программы «Россия-Евразия» Эндрю Качинс, - ответ был бы глубоко отрицательным».

С формулой «не было бы счастья, да несчастье помогло» согласились все участники дискуссии. Каждый из них, однако, остановился на конкретных аспектах.

«Россиянам, - говорит Эндрю Качинс, - не нравится асимметрия в американо-российских отношениях, и это относится также к большинству других стран, которым не по душе подобное неравенство. Но так уж обстоят дела. И Россия, я думаю, понимает, что партнерство это нельзя назвать равным».

Россия во главе с Путиным, как считает Качинс, мучительно-молчаливо признала США как единственную в мире сверхдержаву. «И теперь, - продолжал аналитик, - Путин, на мой взгляд, надеется, что, став признанным членом западного клуба, Россия будет больше влиять на выработку правил игры, которые к тому же будут лучше служить российским интересам».

Совпадение интересов в борьбе с угрозой национальной безопасности более всего сближает сейчас США и Россию - так считает старший научный сотрудника фонда «Карнеги», специалист по проблемам нераспространения Роуз Готтемаллер: «Мы предприняли целый ряд важных шагов в направлении создания стратегического сотрудничества, и я могу смело сказать, что уже существует основа для быстрого продвижения вперед по нескольким направлениям»

Среди этих направлений Роуз Готтемаллер назвала контроль над вооружениями, самой трудной частью которого она считает создание мер отчетности и транспарентности на объектах складирования боеголовок. Весьма важной сферой сотрудничества, по мнению эксперта фонда «Карнеги» является также космическая программа. Необходимы, по ее словам, новые контакты с российским космическим агентством при выполнении условий нераспространения. Все эти меры в конечном итоге помогут, по словам Роуз Готтемаллер, внедрению новых программ, и в первую очередь - так называемой «Десять плюс десять за десять».

«Суть этой инициативы, предложенной Большой Восьмеркой, состоит в следующем, - поясняет эксперт. - Россия получит 10 миллиардов долларов от Соединенных Штатов плюс 10 миллиардов от других стран этой группы в течение 10 лет на выполнение программ уменьшения риска, или, как их называют, программ «Нанна-Лугара».

Профессор университета имени Джорджа Вашингтона Джеймс Голдгайер, как и подобает историку, предлагает, во избежание слишком оптимистических ожиданий, рассматривать американо-российское сотрудничество в историческом плане и главной сферой партнерства считать Европу. При этом он отметил, что президенты России и США не упустили возможность более тесного сближения перед лицом общей угрозы, возникшей по следам событий 11 сентября прошлого года. «Сейчас, - сказал Джеймс Голдгайер, - у Америки лучше отношения с Россией, чем с Германией. Несмотря, однако, на представившиеся возможности и угрозу, которая сблизила нас, я считаю, что создание партнерских отношений и поддержание их на должном уровне потребует больших усилий, чем мы себе это представляем».

Именно усилий со стороны США, как подчеркивает в этой связи научный сотрудник фонда «Карнеги» Майк Макфол: «Россияне, при том, что мы могли бы сделать гораздо больше, все еще не вышли из игры, и это можно объяснить лишь тем, что главное для них сейчас не наше поведение, а собственные интересы».

И сотрудничество с Соединенными Штатами сейчас, по мнению Макфола, безусловно в интересах России.

XS
SM
MD
LG