Линки доступности

Обзор печати от 26 октября 2002 г. - 2002-10-26


Сорок лет назад, в октябре 1962 года, человечество впервые в своей истории оказалось на грани ракетно-ядерной войны. Советский Союз тайком ввез ядерные ракеты на Кубу, поставив под непосредственную угрозу территорию Соединенных Штатов.

Ракеты были обнаружены американской воздушной разведкой, после чего президент Джон Кеннеди потребовал в безоговорочном порядке убрать эти ракеты, а военно-морскому флоту США был отдан приказ установить блокаду на пути советских кораблей, направлявшихся на Кубу. Советский лидер Никита Хрущев был вынужден пойти на попятный.

Американская печать публикует многочисленные материалы в связи с сороковой годовщиной этих драматических событий современной истории.

Автор публикации в «Вашингтон пост» Кевин Салливан пишет об одном из самых драматических эпизодов кубинского кризиса, о котором стало известно лишь в самое последнее время. Одна из советских подводных лодок, следовавшая в те дни на Кубу, едва было не выпустила по американскому эсминцу торпеду с ядерным зарядом. Решающим оказалось слово одного из трех старших офицеров подлодки, который высказался против такого решения. Двое его коллег готовы были произвести залп. Этот эпизод стал предметом обсуждения на состоявшейся недавно в Гаване конференции по случаю сороковой годовщины тех судьбоносных событий. Корреспонденция Кевина Салливана напечатана под заголовком «На волосок от ядерной войны».

Неординарную точку зрения на кубинский ракетный кризис высказывает обозреватель «Чикаго трибьюн» Стив Чепмен. «Мы чуть было не были ввергнуты в войну из-за несуществующей угрозы Соединенным Штатам, - считает он. - Администрация тогдашнего американского президента Джона Кеннеди слишком болезненно отреагировала на советские действия, которые в действительности никак не нарушали баланса вооруженных сил обеих держав».

«В Вашингтоне опасались, - пишет автор, - что появление ракет на Кубе является прелюдией к советскому ядерному нападению на США. Но сегодня забылось, что эти ракеты не имели никакого значения. СССР и без того располагал ядерными межконтинентальными ракетами, способными поразить американские города. Так что ввезенные на Кубу ракеты ничего не решали. Значение же имело то, что советские ядерные арсеналы намного уступали американским».

Известный американский журналист Макс Френкел, лауреат престижной Пулицеровской премии, освещал кубинский ракетный кризис в газете «Нью-Йорк таймс», в которой он проработал более полувека. «Этот кризис, - пишет он в октябрьском номере журнале «Смитсониэн», - оказал огромное воздействие на развитие исторических событий. Гонка вооружений легла тяжелым бременем на плечи обеих тогдашних сверхдержав и в конечном счете привела к распаду советской империи».

«С сорокалетней дистанции теперь более очевидно, - продолжает автор, - что советский лидер Никита Хрущев пытался провоцировать Америку не с позиции силы, как первоначально опасался президент Джон Кеннеди. Наоборот, им двигало хроническое ощущение слабости и неуверенности. Кроме того, как свидетельствуют документы, ни одна из сверхдержав не была настолько близка к ядерной войне, как об этом заявляли в своих публичных выступлениях американские и советские руководители».

С большой статьей под заголовком «Как мой отец и президент Кеннеди спасли мир» выступил в журнале «Америкен херитидж» сын тогдашнего советского лидера Сергей Хрущев. Ныне он занимает профессорскую кафедру в американском университете Браун в штате Род-Айленд.

Наиболее интересный аспект кубинского ракетного кризиса, по его мнению, заключается в том, что его причины, вопреки ставшему привычным представлению, крылись не только в соперничестве двух сверхдержав - Америки и Советского Союза, но и в различии, как пишет он, «американской и советской цивилизаций». «В силу этого различия ни американский президент, ни советский лидер не могли правильно оценивать восприятие своих решений другой стороной».

«Кубинский ракетный кризис в конечном итоге завершился благополучно, - пишет Сергей Хрущев. - Мы выжили, и сегодня я имею возможность писать эту статью, а вы - читать ее. Хотя все могло обернуться совершенно по-иному, и все мы вместе со всем человечеством могли исчезнуть с лица земли. Тот факт, что этого не случилось, является величайшим достижением двух главных персонажей «холодной войны» - президента Джона Кеннеди и советского премьера Никиты Хрущева».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG