Линки доступности

Новости Голливуда - 2002-10-25


То, что совершенно не дается поп-суперзвезде Мадонне, то, в чем с треском провалилась поп-звезда Мэрайа Кэрри и довольно средне проявила себя музыкальный секс-символ Бриттни Спирс - а именно, убедительно сыграть драматическую роль на большом экране - с первого же раза удалось прославленному рэпперу Эминему (он же Маршалл Мэттерс III).

Его дебют в драме лауреата «Оскара» режиссера Куртиса Хэнсона («L.A. Confidential») «8 миля» (8 Mile) сразу же вызвал разговоры о возможный номинациях на «Золотой глобус» и «Оскар». До сих пор из популярных эстрадных исполнителей получить эту высшую кинематографическую награду удалось только Шер.

У Эминема несомненно есть драматическое дарование, до сих пор проявлявшееся в его довольно специфическом поведении на эстраде. Но окажись он в иных руках, нежели у Хэнсона, сделавшего из бывшей секс-бомбы Ким Бэйсингер лауреата «Оскара» (за роль в «L.A. Confidential»), то все могло обернуться иначе. Или вообще никак. Потому что только такой мастер работы с актерами, как Хэнсон, мог заметить в Эминеме тот внутренний драматический потенциал, который был необходим для фильма «8 миля».

На роль молодого рэппера Джимми Смита, героя фильма «8 миля», совсем не обязательно было искать исполнителя рэп-музыки. Например, не представляю, чтобы в этой роли преуспел другой рэппер - Марки Марк, ставший кинозвездой под своим реальным именем Марк Уолберг, но оставшийся посредственным актером.

Успех Эминема совсем не был гарантирован тем, что обстоятельства жизни Джимми, согласно сценарию Скотта Сильвера, в чем-то сходны с личной биографией исполнителя роли. Вполне возможно, что они помогают начинающему актеру Эминему, но его безусловный успех все-таки связан с тем, что он не просто проживает на экране свою если не на 100% реальную, то практически идентичную психологическую биографию, а по-актерски, вместе с режиссером выстраивает полноценный образ человека, преодолевающего мерзость окружающей его жизни с помощью поэзии.

Можно по-разному относиться к рэпу, но нельзя отрицать, что в своих лучших образцах он приближается к высоким образцам поэзии, хотя фундаментом этого жанра являются мерзости жизни.

В фильме эти мерзости сконцентрированы в Детройте, автомобильной столице Америки. Джимми живет в вагончике-трейлере с матерью в запущенном городском районе на конечной автобусной остановке «8 миля», давшей название фильма. Это, конечно, символическое обозначение тупика: дальше, мол, ехать некуда.

Жизнь Джимми безрадостна. Его мать, которую экспрессивно играет упомянутая мной Ким Бэйсингер, - социально беспомощная женщина, которая переходит с пособия на пособие, от мужчины к мужчине, не стесняясь своих детей - Джимми и его маленькой сестренки.

Сам Джимми с трудом устраивается на грязную, неквалифицированную работу штамповщика на автомобильном заводе. Интересно, что нам так и не покажут сверкающие краской и никелем детройские автомобили. Завод представлен как некая преисподняя - как, впрочем, и та часть города, где живет герой.

И если его мимолетная любовь Алекс (Бриттни Мэрфи) ищет спасения в отъезде в Нью-Йорк (помните чеховское «В Москву, в Москву!»?), то Джимми почти инстинктивно вытягивает себя из трясины через поэзию. В фильме, естественно, звучат песни, сочиненные и исполненные специально для него самим Эминемом, но в отличие от других картин, спекулирующих на популярности певцов и использующих их песни как вставные номера, «8 миля» - серьезное драматическое произведение, основанное на мрачной и агрессивной поэтике рэпа.

Эминем с помощью чуткого Хэнсона выстраивает образ Джимми, чередуя объяснимую и объясненную ярость героя с другими проявлениями характера, ставшими основой его болезненно-поэтического искусства.

Я здесь скорее говорю о поэзии Эминема, а не Джимми. Но иногда, поверьте, трудно отделить актера Эминема от его героя Джимми. В данном случае это комплимент, поскольку тема фильма позволяет размывать границы реальности и вымысла.

Кстати, сама картина, если говорить о ее общем, главном смысле, - о границах. Границах, которые жестоко отделяют человека от достойного существования. Но, говорит фильм через историю Джимми-Эминема, эти границы можно перейти, если в твоей душе есть огонь искусства, если ты хочешь найти правильные слова, чтобы выразить себя. Даже если эти слова нельзя произнести в приличном обществе.

XS
SM
MD
LG