Линки доступности

Реформы в исламском мире - 2002-10-17


Участники недавней конференции задавались вопросом: почему жизнь в исламском мире на настолько хороша, какой она могла бы быть? «Почему мусульманские страны так существенно отстают от Запада, - вопрошали они, - и каким образом они могут преодолеть это отставание»?

«Как мусульманину, мне стыдно», - признается Акбар Ахмед, глава факультета исламских исследований в Американском университете. На конференции, проведенной Центром исследований ислама и демократии в Вашингтоне, он заявил, что глубоко огорчен отсутствием прогресса в исламских странах: «Мы находимся в самом низу пирамиды. Нам приходится теперь конкурировать с наименее развитыми странами в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг. Это не такой ислам, каким он был. Ислам принес с собой идею революции ради улучшения и усовершенствования мира, и его вклад был очень значительным».

Профессор Ахмед напомнил, каких вершин достигла исламская цивилизация в средневековой Испании, где высоко ценилось образование и расцветала наука: «В библиотеке в Кордове было больше книг, чем во всей остальной Европе. Сегодня же, я боюсь, ситуация прямо противоположная. Средний американский университет, наверное, располагает большим количеством книг, чем подавляющее большинство мусульманских стран вместе взятых. Такова неприглядная реальность нынешнего состояния образования».

«Давайте обучать мусульман, - сказал профессор Ахмед. - Хватит транжирить средства на бессмысленные войны и дорогостоящие дворцы. Давайте вернем себе былую исламскую честь и достоинство и предоставим исламской молодежи возможность приложить свои силы. Все это должно произойти в атмосфере демократии, - добавил профессор Ахмед. - Авторитарное правление себя изжило».

«Да, проблема именно в этом, - соглашается Абдулазиз Сачедина - профессор религиозных исследований Вирджинского университета. - Мы унаследовали долгую традицию авторитарного правления. Это породило в нас некую двойственность, когда дело доходит до того, чтобы принять на себя политическую ответственность и бросить вызов тем, кто находится у кормила власти. Для того, чтобы отвечать духу современности, требуется поставить под сомнение правомочность тех, кто требует власти над нами».

«Авторитарное правление вывело ислам из нашей повседневной жизни, - говорит профессор Сачедина. - Для многих мусульман ислам становится абстракцией, не имеющей смысла. Если правители ведут себя не по-исламски, что тогда станет с исламом? Он перестанет быть этическим принципом и станет просто сводом принятых правил, которые нельзя оспаривать. Первый камень преткновения на пути реформы - догматизм. Меня удивляет то, как мы заблокировали свои умы. Мы полностью игнорируем значение интеллекта. Послушайте, что говорит пророк: «Час раздумья стоит больше, чем год поклонения».

По мнению Джудит Киппер, директора ближневосточной программы Центра стратегических и международных исследований, Мусульмане должны не только знать ислам, они должны делиться своими знаниями с другими. Киппер отмечает, с каким огромным желанием американцы хотят узнать больше об исламе. После нападения 11 сентября они бросились читать книги, которые могли бы пролить свет на эту катастрофу. «Они должны многое познать, - говорит она, - потому что их знакомство с исламом, похоже, началось с иранской революции 79 года и захвата американских заложников в Иране. В Соединенных Штатах наше знакомство с исламом началось с аятоллы Хомейни - муллы, облаченного во все черное и представлявшего мрачную силу, призванную подорвать западный образ жизни; собственно это все, что мы знали об исламе. Поэтому исключительно важно показать другим, что вы собой представляете».

Этим познавательным процессом, как считает Джудит Киппер, должны руководить умеренные исламисты. Их голоса слишком часто тонут в тирадах экстремистов. «Умеренный ислам, - подчеркивает она, - обратится к умеренным приверженцам других вероисповеданий».

Выступивший на конференции Гровер Норквист - президент организации «Американцы за налоговую реформу» - предостерегает против отождествления ислама с некоторыми исламистскими правительствами. «Ошибка заключается не в исламе, - говорит он, - но в тех, кто правит страной именем ислама. Есть много стран, в основном мусульманских, правительства которых абсолютно несостоятельны. Это справедливо и для Латинской Америки, которая в основном католическая. Но мы ведь не заявляем везде и всюду, что что-то не в порядке с католиками только потому, что на протяжении последних пятидесяти лет латиноамериканские страны плохо функционировали».

Норквист добавляет, что на протяжении столетий российские правительство тоже можно было назвать несостоятельным. Но этот вовсе не вина православных христиан. «Правительства должны быть реформированы, - заключает Норквист. - Религия сама о себе побеспокоится. Разрешите свободу, и она расцветет. Коран полон рецептов хорошей жизни, если правительства разрешат своим согражданам следовать им... Все величайшие религии мира вполне способны быть частью свободного и открытого общества, и тот факт, что мусульмане в Соединенных Штатах достигли экономического благополучия и влились в жизнь страны, говорит о том, что и мусульмане, и ислам прекрасно вписываются в современное, свободное и открытое общество».

По словам Норквиста, свобода и ислам прекрасно подходят друг к другу.

XS
SM
MD
LG