Спад производства и рост безработицы заставляет немалое число американских семей обращаться за помощью в благотворительные организации. Одни из них, такие как Армия спасения, известны во всем мире. Другие действуют в масштабах церковной деноминации или штата. Но есть и такие, о которых знают только соседи по микрорайону. Вот почему никто не берется ответить на вопрос: сколько в США благотворительных организаций. Мы расскажем об одном из таких заведений, находящемся в городе Денвер, штат Колорадо.
...Денверская домохозяйка Ранья Келли с гордостью демонстрирует свои владения. Гараж на заднем дворе ее дома переделан в двухэтажный склад. На полках громоздятся сотни картонных коробок. А в глубине на вешалках висит новая одежда с фабричными ярлыками. «Здесь у нас верхняя одежда - пальто, плащи, куртки, - рассказывает хозяйка. - Любой может прийти и выбрать себе вещь по размеру. Внизу - обувь... Знаете, с обуви у меня все и началось».
Семнадцать лет назад Ранья Келли заглянула в мусорный контейнер позади торгового центра и вдруг увидела там... туфли. Пятьсот пар, в запечатанных коробках. И тут ее осенило: почему должны пропадать вещи, которые наверняка пригодятся в другом месте? Она погрузила туфли в свою легковушку и отвезла в приют для бездомных. Пришлось сделать десять ездок... А вскоре Ранья Келли учредила благотворительную организацию «Центр перераспределения».
Выбор названия она объясняет так: «Америку именуют обществом изобилия, но точнее была бы именовать ее «цивилизацией излишеств». Мы производим так много всего, что в результате слегка дефектные или неходовые товары дешевле выбросить, чем складировать или возвращать изготовителю. Это относится как к промтоварам, так и к продуктам питания. Помятая банка горошка, поцарапанный стул или плащ без пуговицы идут в мусор, потому что стоимость потерь заложена в розничную цену. Вроде бы никто не в убытке... Кроме людей, которые не могут себе позволить купить нужную им вещь».
«Я по-прежнему лазаю по мусорным контейнерам, - признается Ранья Келли. - Не знаю, не могу объяснить, почему я это делаю. Я считаю неправильным выбрасывать вещи. Наверное, потому, что мне чаще других приходится иметь дело с людскими несчастьями. У одних сгорел дом. Другие только приехали в Америку и них нет ничего. Третьи остались без заработка и им не что купить детям школьные принадлежности... Я счастлива, что мы можем им помочь».
Запасы «Центра перераспределения» в Денвере пополняются не только за счет трофеев, извлеченных активистами из мусора. Многие местные фирмы отправляют туда свои неликвиды. Жители жертвуют деньги, по большей части анонимно. Церкви и синагоги собирают средства у прихожан.
Ранья Келли не одинока. Ральф Пауэлл заведует Центром рекламации, куда две местные сети универсамов каждый день отправляют продукты, не соответствующие строгим кондициям. Затем коробки с продуктами сортируют и отправляются в сто двадцать пунктов по всему Колорадо. Перевозкой занимаются студенты и школьники выпускных классов.
Сейчас, отмечают Ранья Келли и ее подруга Сюзан Уиддисон, потребность в помощи возросла: их штат больно задет экономическим спадом. Особенно пострадала туристская отрасль: в трудные времена американцы экономят на отдыхе и меньше ездят. Соответственно уменьшились заработки во всей сфере туристского обслуживания.
Нам самим пришлось столкнуться с проблемой изобилия, полушутя говорят активистки Центра перераспределения. Пожертвований поступает так много, что мы не в состоянии их сгружать: «Пару дней назад пришлось звать пожарных, чтобы снять с кузова 10 ящиков... Мы им кричим: осторожно, надорветесь! Но они мигом все похватали и перетащили на склад».
Келли и ее друзья поддерживают контакт с командиром добровольной пожарной дружины Майком Калпом, который сообщает им о погорельцах и других нуждающихся. Но главная причина, признается Калп, - это родство душ. У волонтеров-пожарных много общего с волонтерами благотворительных организаций: «Нам надо держаться вместе. Независимо от убеждений, от происхождения, от религии мы должны делать все друг для друга и показывать пример детям. Это самая лучшая школа. На этом всегда стояла Америка», - заключает Майк Калп.