Не успел самолет со специальным посланником президента Буша Джеймсом Келли вылететь из Пхеньяна, как официальные СМИ Северной Кореи обрушили на американского дипломата поток привычных обвинений. Тут были и «попытки оказать давление на суверенную державу», и «заносчивое поведение», и «продолжение враждебной политики США в отношении КНДР».
Эксперт по корейским делам, старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических исследований Джоэл Уит не удивлен таким эпилогом: «Иной публичной реакции от встречи нельзя было ожидать. Обе стороны выложили на стол то, что они считают неприемлемым в поведении друг друга... В конечном счете, - продолжает Уит, - президент Буш недавно причислил Северную Корею ко всемирной «оси зла». Келли прибыл в Пхеньян со списком условий, на которых возможен диалог с американской администрацией: мы хотим прекращения их ракетной программы. Северокорейцы объявили мораторий на испытания ракет дальнего радиуса, но не остановили работ по модернизации менее дальнобойных ракет, а это угрожает Японии, не говоря уже о Южной Корее. Пхеньян продает ракеты странам, у которых мы не хотели бы их видеть, в частности - на Ближний Восток и в Южную Азию».
Кроме того, как отмечает Джоэл Уит, Белый дом хочет, чтобы Северная Корея приняла международных инспекторов по вооружениям и сократила численность своих войск вдоль демилитаризованной зоны на Корейском полуострове.
Еще один эксперт по Корее, профессор Колумбийского университета Чарльз Армстронг, считает, что Пхеньян, не особенно надеясь на радикальный сдвиг в отношениях с Вашингтоном, все же ожидал от американского посланника более примирительного тона: «Северная Корея давно уже выказывала признаки заинтересованности в диалоге с Соединенными Штатами. Так что, с одной стороны, она довольна, что визит Келли состоялся, но с другой - явно разочарована жесткостью линии Буша... В Пхеньяне рассчитывают, что установление связей с Японией побудит Америку смягчить тон», - подчеркивает Армстронг, призывая не обращать внимания на привычную риторику коммунистической печати, а следить за развитием событий. В этом отношении особую важность имеют беспрецедентное извинение за похищения японских граждан, принесенное северокорейскими властями в ходе недавнего визита в Пхеньян премьер-министра Японии Коидзуми.
В Токио объявлено, что пятеро из похищенных приедут с визитом на родину 15 октября, за две недели до переговоров об установлении дипломатических отношений между Японией и Северной Кореей. После насильственной доставки в КНДР похищенные японцы завели семьи и родили детей. Но их супругам и детям не было выдано разрешений на приезд. Японские родственники похищенных заявляют, что власти Северной Кореи держат супругов и детей на положении заложников.
Пхеньян признал, что в 70-80 годы его агенты похитили 13 японцев, которые должны были обучать языку и культуре будущих северокорейских шпионов. К настоящему времени, по официальным сведениям КНДР, в живых остались пять человек, остальные стали жертвами несчастных случаев и болезней. В Японии мало верят этим заявлениям. Родные похищенных считают, что члены их семей были убиты или могут быть живы. Общественные группы составили список из 60 человек, предположительно украденных корейской агентурой. Японское правительство связывает с урегулированием этой проблемы немалые надежды.
Что касается перспектив американо-северокорейского детанта, то тут эксперт Джоэл Уит настроен скептически: «Самое большее, на что можно рассчитывать, это на договоренность о продолжении встреч в будущем. При этом могут возникнуть обстоятельства, которые весьма осложнят дело. Я имею в виду войну в Ираке».