Линки доступности

Выборы в Германии - 2002-09-24


Канцлер Германии Герхард Шредер сумел сохранить власть самым незначительным числом голосов за всю послевоенную историю страны. Все сходятся в том, что решающую роль сыграл отказ главы германской правящей коалиции участвовать в войне против Ирака и антиамериканская риторика его предвыборных выступлений.

Аналитики выделяют три фактора, принесшие Герхарду Шредеру победу на воскресных выборах. Он проявил недюжинные управленческие способности, когда в августе на Германию обрушились наводнения. Он вышел победителем в дебатах со своим консервативным оппонентом Эдмундом Штойбером. Наконец, он искусно сыграл на чувствах электората, опасающегося последствий участия в войне против Ирака, заявив, что Германия не последует за Соединенными Штатами даже в случае, если ООН санкционирует военную акцию против Багдада

Джефри Гедмин, глава Берлинского Института по изучению германо-американских отношений, оценивает ситуацию следующим образом:

«Шредер подстегнул антиамериканские настроения, подстегнул радикальные пацифистские чувства. Такая оппортунистская политика за версту отдает цинизмом, и об этом нельзя не сожалеть. Но она нашла отклик. По крайней мере она отвлекла внимание от важнейшей темы, которую поднимал Штойбер - я имею в виду экономику. В результате все сработало».

Вашингтон не скрывал раздражения политиканством Шредера. Как выразился один из высших чинов американской администрации, «германский лидер продал союзников ради победы на выборах». Но это были цветочки по сравнению со скандалом, вызванным замечанием министра юстиции Герты Дойблер-Гмелин; она сравнила деятельность Джорджа Буша с политикой Гитлера, отвлекавшего внимание населения войной ради того, чтобы скрыть внутренние проблемы. Белый Дом пришел в ярость.

Гэри Смит, директор Американской академии в Берлине, занимающейся культурным обменом между двумя странами, считает, что канцлер недооценил, насколько трудно ему будет восстановить добрые отношения с администрацией Буша: «Шредер загнал себя в очень тесный угол. Не знаю, как он будет из него выбираться. Не будь скандала с упоминанием Гитлера, ситуацию можно было бы поправить. А так все усугубилось».

Германские консерваторы обрушились на Шредера с критикой за то, что тот допустил столь резкое ухудшение отношений с США. Сам канцлер на первой пресс-конференции после победы в понедельник заявил, что фундамент отношений между странами остается прочным. «Добрые друзья могут по-разному смотреть на вещи без того, чтобы становиться врагами», - подчеркнул Шредер. Глава правительства повторил отказ участвовать в любом нападении на Ирак. Однако один из ближайших советников канцлера заметил, что Шредер запускает пробные шары в сторону Вашингтона, всячески демонстрируя свое уважение к Америке.

Ожидается, что Германия увеличит свой воинский контингент на Балканах и добровольно возьмет на себя руководство миротворцами в Афганистане. Министр юстиции, вызвавшая скандал, уже подала в отставку. Но путь к прежнему уровню доверия между Берлином и Вашингтоном, как считает Джеффри Гедмин, будет долог: «Шредер поставил себя в положение, из которого вряд ли есть элегантный выход. При любых обстоятельствах, это потребует времени».

Тем временем канцлер не устает твердить, что его главной заботой остается укрепление международной коалиции по борьбе с терроризмом и предупреждение грандиозного взрыва на Ближнем Востоке. Именно в силу этого, как объясняет Шредер, он против силовой акции в Ираке. Но некоторые германские наблюдатели отмечают, что по мере предъявления все новых свидетельств наличия у Саддама Хуссейна программ разработки и производства оружия массового поражения Шредер может изменить свою позицию. «В конечном счете, - говорят они, - в последние четыре года Шредер не был образцом политической принципиальности и последовательности».

XS
SM
MD
LG