Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 24 - 2002-09-23


Записи, звучащие в программе:

“It’s Only a Paper Moon”. Билли Роуз, Харбург, Харолд Аллен. Джордж Ширинг - фортепьяно; Нил Суэйнсон - бас; Луис Стюарт - гитара.
“Style Is Coming Back In Style”. Нат Кинг Кол
“Little girl”. Генри, Хайд
“Sweet Georgia Brown” Берни, Кэйси, Пинкард
“I Just Can’t See for Lookin’”. Док Стэнфорд, Майкл Голдсен

Сегодняшнюю встречу джазового клуба открывает инструментальная версия песенки «Это всего лишь бумажная луна» из репертуара Натаниэла Адамса Кола, известного всему миру как Нат Кол по прозвищу «король». Как видите, короли есть не только в роке, но и в джазе, и титул этот был присвоен Колу задолго до появления на музыкальной арене Элвиса.

Все в работе над диском «Бумажная луна» доставляло мне огромную радость, - говорит Ширинг, - я слушал записи Кола, и вновь и вновь убеждался в том, что он удивительный, уникальный пианист, пожалуй, самый неоцененный из всех мастеров нашего времени».

Нат Кинг Кола довольно часто упрекали в том, что он променял карьеру джазового пианиста на карьеру исполнителя популярных песенок. «Упрек более чем несправедливый, - писал критик Уилл Фридуолл. - Ему никогда не приходилось делать выбора между джазом и поп-музыкой или искусством и коммерческим успехом. Трио Нат Кинг Кола являло собой идеальный симбиоз джаза и поп, стандартов и блюзов, а его крошечный ансамбль был неотъемлемой частью эры «биг-бэндов»

Вы, надеюсь, услышали, что в трио Ширинга, нет ударника. И это не случайность. Именно в таком составе мир узнал трио Нат Кинг Кола. Причем, трио это оказалось самым устойчивым из всех джазовых ансамблей, просуществовав целых пятнадцать лет.

В сорок третьем году такой состав был освоен Артом Тэйтумом, в пятидесятом - Оскаром Питерсоном и Ахмадом Джамалем. При этом сам Кол, размышляя о своей музыкальной карьере, довольно часто оставлял за скобками свою значимость как джазмена, хотя он - один из немногих, кому удалось подняться на самый верх совершенства во владении двумя инструментами - голосом и фортепьяно. Не зря посвящают ему свои диски и одинаково восхищаются им и инструменталисты, и вокалисты. И вот вам образчик этого посвящения. «Дорогой мистер Кол» - так называется диск Джона Пиццарелли, записанный все в том же «коловском» формате: Пиццарелли - гитара и вокал; Бенни Грин, Рэй Кеннеди - фортепьяно; Крисчиан МакБрайд, Мартин Пиццарелли - бас. За исключением единственного номера, в нем работает еще и ударник Джон Герин.

«Стиль возвращается, стиль снова в моде. Так что будьте добры принарядиться и выглядеть на все сто, не хуже чем Фред Астер», - поет Джон Пиццарелли.

«Я и прежде включал песни «Короля» в свои диски, - говорит гитарист, - Этот я решил посвятить ему целиком. Я не устаю поражаться его способности самые заурядные песенки превращать в джазовые шедевры. Но больше всего меня вдохновляют его аранжировки: мне захотелось, что называется, «пощупать» их своими руками».

Партнеров лучше тех, которых Пиццарелли выбрал для этой цели, не придумаешь: Бенни Грин - блистательный пианист, умело сочетающий в своих напористых, агрессивных импровизациях боп, госпел и блюз. Крисчиан МакБрайд - басист, которого уже в двадцать лет представители старшего поколения называли «виртуозом»

Все трое участников этой записи: Джон Пиццарелли, Бенни Грин и Крисчиан МакБрайд - нью-йоркцы, но пути их ни разу прежде не пересекались и «в этом тоже был свой смак, - говорит Пиццарелли, - встретиться с музыкантами, с которыми я никогда прежде не играл».

«Во время записи, - рассказывает он, - мы сидели довольно близко, в общем-то, мы уселись в круг и видели лица друг друга. После первых пристрелочных номеров мы стали понимать один другого с полуноты, угадывали, что последует за тем или иным пассажем, и, надо сказать, мастерство моих партнеров было для меня огромным стимулом! Я взял от записи все, что можно». Мы отдаем оставшееся время передачи ветерану джаза Джорджу Ширингу, квинтет которого в пятидесятые и шестидесятые годы создал необычайно популярное звучание, которое называли его именем: «Shearing sound». Дизи Гиллеспи сказал однажды в интервью журналу «Даунбит», что Ширинг - один из тех немногих джазовых музыкантов, который мгновенно откликается на новые идеи и умеет доносить их до широкой аудитории. Упомяну, что Ширинг, обожавший вокалистов, сделал записи со многими из них, в том числе и с Нат Кинг Колом, которому он позднее посвятил свой диск «Бумажная луна» - им мы открыли сегодняшнюю встречу.

Песни из репертуара Нат Кинг Кола вошли и в совместный диск Ширинга и Пиццарелли “The Rare Delight of You”, знакомство с которым нам еще предстоит.

В одной из композиций диска Ширинга «Бумажная луна», по признанию самого маэстро, он не только заимствовал фортепьянное соло «Короля», но и попытался воспроизвести присущее Нат Кинг Колу «прикосновение».

XS
SM
MD
LG