Линки доступности

Обзор печати от 12 сентября 2002 г. - 2002-09-12


Воспользуется ли Россия правом вето? Статья Джин Уэйлен в «Уолл-стрит джорнэл» посвящена анализу внешней политики России. По мнению автора, главным приоритетом для Москвы является развитие экономики. Этим и объясняется ее флирт с режимами, которые президент Буш причислил к «оси зла». Однако, считает корреспондент газеты, это нисколько не противоречит взятой президентом Путиным линии на сотрудничество с Западом. Ссылаясь на мнения не называемых по имени экспертов, Джин Уэйлен приходит к выводу, что Россия не применит свое право вето в Совете Безопасности ООН, чтобы заблокировать возможную военную операцию США против Ирака.

«Подъем российской экономики, укрепление разваливающейся инфраструктуры и погашение огромных внешних долгов - вот главная задача, которую поставил перед собой Путин, - пишет газета. - С целью ее реализации Россия отстаивает свои экономические интересы по всему миру - даже и в тех местах, которые не по нутру Вашингтону. Но при этом Путин следит за тем, чтобы не допустить разрыва с США, поскольку от экономической мощи Америки зависит экономическое процветание России на мировой арене. В силу этого США и Европейский Союз, по всей вероятности, будут оставаться в фокусе российской внешней политики».

Касается корреспондент и вызвавщих немалый шум в средствах массовой информации сообщений о готовящемся многомиллиардном торговом соглашении между Россией и Ираком. «Широковещательные заявления иракского посольства в Москве и правительства Ирака о том, что Москва и Багдад собираются заключить торговое соглашение на сумму 40 миллиардов долларов, были всего лишь крупной пиаровской операцией, - цитирует автор статьи мнение председателя комитета по иностранным делам Совета Федерации Михаила Маргелова. - Это был симптом того, что Ирак опасается остаться без поддержки Москвы. Некоторые российские политики расценили его как попытку иракского руководства вбить клин между Россией и США. А американские официальные лица пришли к выводу, что это был чисто пропагандистский маневр».

Грузии предъявляют ультиматум. Заявление президента Путина о том, что Россия, возможно, нанесет удары по опорным пунктам чеченских боевиков на территории Грузии, газета «Нью-Йорк таймс» расценивает как ультиматум и обращает внимание на то, что оно прозвучало в годовщину террористических атак в Вашингтоне и Нью-Йорке одиннадцатого сентября. «Заявление Путина сильно перекликается с заявлением президента Буша годичной давности, в котором он пообещал повести решительную борьбу против террористов и укрывающих их стран. В данном случае в качестве такой страны Путин назвал Грузию».

«Насколько можно судить, предостережение Путина потрясло грузинских политиков, - пишет газета. - Всего месяц назад президент Шеварднадзе под нажимом России направил в Панкисское ущелье полицию и спецназ. «Удивительно, что российский президент выступил с этим заявлением в то время, когда грузинские власти предпринимают конкретные меры по восстановлению порядка в Панкисском ущелье», - приводит корреспондент заявление одного из советников Шеварднадзе. Цитируется и заявление самого президента Грузии в ответ на российский ультиматум: «Шеварднадзе высказал надежду, что Россия не планирует напасть на Грузию и начать войну».

«Обострение отношений между Грузией и Россией уже поставило Вашингтон в неловкое положение, - отмечает газета. - В нынешнем году США приступили к обучению и экипировке грузинских войск для проведения операций того самого типа, от которых, по утверждению России, Грузия уклоняется. В том случае, если Россия пойдет на военные действия, администрация президента Буша окажется между двух огней - двух государств, которые она считает своими союзниками».

«Как во городе было во Казани...» Корреспондент «Вашингтон пост» Сюзан Глассер сообщает, что несколько исповедующих мусульманство татарских женщин обратились в суд в связи с запретом сниматься на паспортные фото с покрытой головой. На основании своих бесед в столице Татарии журналистка делает вывод, что этот запрет - лишь предлог. В действительности он свидетельствует о том, что российские власти решили повести борьбу с распространением Ислама в стране.

«Для двадцати миллионов российских мусульман инцидент с запретом сниматься на паспортные фото в традиционных женских головных уборах стал символом их двусмысленного положения, - говорится в статье. - Москва ведет затяжную войну против чеченских боевиков, которых она именует «исламскими террористами». После прошлогодних терактов 11 сентября, по словам президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в России началась «исламофобия», которую остро ощутили на себе российские мусульмане».

После распада СССР в Татарии начался широкий процесс национального и религиозного возрождения. Теперь, пишет газета, президент Шаймиев пытается ввести его в контролируемые рамки - тем более, что процесс не обошелся без некоторых проявлений религиозного экстремизма. Сюзан Глассер упоминает в этой связи, что двое из российских граждан, захваченных американцами в Афганистане и находящихся на базе Гуантанамо, по некоторым сведениям, обучались в ныне закрытом медресе в Татарии.

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG