Линки доступности

Тридцать лет назад в Мюнхене - 2002-09-06


В эти дни отмечается тридцать лет со дня трагического и в то же время символического по своей сегодняшней актуальности события - крайне дерзкого террористического акта, который произошел в Мюнхене во время проводившейся там Олимпиады, когда исламские террористы захватили заложниками группу израильских спортсменов, а затем безжалостно их убили.

Наш сегодняшний собеседник - известный историк и политолог, эксперт Центра по изучению проблем безопасности в Европе имени Джорджа Маршалла Эйтан Финкельштейн. Он живет в Мюнхене и занимается широким кругом проблем, среди которых такие актуальные, как исламский фундаментализм, экстремизм и терроризм.

Cемен Резник: Прежде всего, Эйтан, я прошу вас кратко напомнить о ходе этих событий.

Эйтан Финкельштейн: Это было в 1972 году. Германии тогда впервые в послевоенной истории доверили проведение летних Олимпийских игр. Здесь этого усиленно добивались, тщательно к этому готовились. В частности, в Мюнхене был построен сверхсовременный стадион, который и сегодня считается одним из чудес архитектуры. Короче, готовился удивительный праздник спорта, молодости и красоты.

Праздника не получилось. Пятого сентября в 5 часов 3 минуты утра полиция получила сигнал: «В олимпийской деревне, в здании, где живет израильская команда, началась стрельба». Стало ясно - террористы.

Через пять минут полицейские уже окружили здание, вызвали снайперов и военных. Выяснилось следующее: террористы проникли в олимпийскую деревню и начали рваться в одну из квартир, где жили израильские спортсмены. Тренер тяжелоатлетов Моше Вайнберг и тяжелоатлет Иосиф Романо сразу же поняли, в чем дело, и пытались удержать дверь, давая товарищам возможность бежать. Троим это удалось, но террористы открыли огонь, убили двух смельчаков и, в конечном счете, захватили в заложники девятерых израильских спортсменов.

С.Р.: А двух убили сразу, да?

Э.Ф.: Да, двух тех, кто держал дверь, убили сразу через дверь.

Итак, полицейским террористы предъявили ультиматум: до девяти утра освободить двести их товарищей-террористов, арестованных в Израиле, а им самим предоставить свободный выезд из ФРГ вместе с заложниками.

В семь утра в Мюнхен прилетел министр внутренних дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и посол Израиля в Бонне. Начались мучительные переговоры. Геншер предложил террористам неограниченную сумму денег и право вылететь из ФРГ с немецкими добровольцами, которые добровольно согласились заменить израильских спортсменов. Но террористы отказались и угрожали убить заложников на глазах самого министра и израильского посла.

Единственное, что удалось, это продлить срок ультиматума. В конце концов Геншер предложил самого себя и еще двух министров ФРГ в качестве заложников. Террористы не согласились. Израильское же правительство предоставило немецкой полиции свободу действий, но ни при каких обстоятельствах не готово было выполнять их требования. Тем временем канцлер ФРГ Вилли Брандт пытался связаться по телефону с президентом Египта Садатом, но тот от разговора отказался.

Стало ясно: отпускать террористов с заложниками нельзя - их просто убьют. И полиция стала готовиться к штурму. Террористы к тому времени согласились лететь на вертолетах на аэродром, где их ждала засада. Летчики в самолете «Люфтганзы» были заменены полицейскими, кругом расположились снайперы, и в ноль часов четыре минуты снайперы открыли огонь.

Получилось все не очень удачно, и хотя часть террористов была убита, другие открыли ответный огонь. Был убит немецкий полицейский, трое других ранено. Один из террористов, к несчастью, умудрился бросить ручную гранату в вертолет. Вертолет загорелся. Это был тот вертолет, где лежали связанные израильтяне, и они все погибли.

Итак, в результате нападения террористов из организации «Черный сентябрь» погибли одиннадцать израильских спортсменов и один немецкий полицейский. В Германии был объявлен траур, Олимпийские игры стали навсегда омрачены вот этим жутким преступлением. Все страны мира тогда выразили протест и соболезнование. Злорадствовали и молчали лишь правительство СССР.

Но не молчали советские диссиденты. Группа инакомыслящих во главе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым устроила демонстрацию протеста перед зданием ливанского посольства в Москве. Милиция грубо разогнала демонстрантов.

Спустя тридцать лет, выступая по случаю своего 75-летия, Ганс-Дитрих Геншер назвал 5 сентября 1972 года «самым черным днем в его жизни». И в заключении: все организаторы нападения в Мюнхене в последствии были ликвидированы израильской службой безопасности "Моссад"».

С.Р.: А эта организация «Черный сентябрь», она сохранилась? Она существует, или она как-то преобразовалась? Что с ней произошло?

Э.Ф.: Дело в том, что она формально вышла из «Организации освобождения Палестины», но фактически она всегда подчинялась ее руководству. И, как в дальнейшем выяснилось, вся эта акция была согласована. Более того, она была бы невозможна без помощи посольства Египта в Германии.

С.Р.: Значит, это была акция, в которой участвовали и государства, и «Организация освобождения Палестины», и так далее… Да, вот такие трагические события произошли в центре Европы в Мюнхене во время всемирных Олимпийских игр.

(Окончание следует)

XS
SM
MD
LG