Линки доступности

Государственный секретарь Пауэлл - о внешней политике США - 2002-09-05


«Голос Америки»:
Одиннадцатое сентября прошлого года называют переломной датой в современной истории Америки. Часто приходится слышать сравнения с Перл-Харбором. В какой мире нападение террористов изменило характер отношений Соединенных Штатов с остальным миром?

Колин Пауэлл:
Думаю, эти характеристики и сравнение с Перл-Харбором абсолютно верны. С единственной разницей: в 41 году на нас напала иностранная держава. В 2001 - противник, не имеющий территории, регулярной армии и остальных атрибутов государства. Мы знали о существовании «Аль-Кайды», но не представляли степень ее опасности для Соединенных Штатов и девяноста стран, чьи граждане погибли в развалинах Всемирного торгового центра. Эта атака заставила весь мир осознать, что терроризм - не частное явление, а всемирное зло, которое необходимо ликвидировать. Другой альтернативы нет.

Передо мной 11 сентября поставило задачу создания коалиции для борьбы с террором. И тут я хочу с удовольствием отметить, что в считанные недели администрация президента Буша получила поддержку не только союзников, но буквально всех международных организаций, включая такие, как организация «Исламская конференция». Было отрадно видеть, что все они разделяют представление о террористах, как о врагах не только Америки, но всего цивилизованного мира.

«Голос Америки»:
Что вы можете сказать об анти-террористической коалиции год спустя?

Колин Пауэлл:
Крупным достижением можно считать тот факт, что по прошествии года коалиция продолжает действовать. Сейчас перед нами уже нет такого противника, как «Талибан». Но компетентные органы многих стран продолжают обмениваться информацией, выслеживать и пресекать деятельность террористических элементов, изымать их финансовые активы. Об успехах мы узнаем чуть ли не ежедневно, когда газеты сообщают об арестах заговорщиков и боевиков в той или иной стране. Речь идет не только об аль-кайдовцах. Полицейские сети вытаскивают на свет божий самую разную нечисть.

Президент Буш не раз призывал нас набраться терпения. Кампания по выкорчевыванию терроризма - работа не одного дня и не одного года.

«Голос Америки»:
Одиннадцатое сентября обнажило глубокий разрыв между Соединенными Штатами и мусульманским миром, недовольным американской политикой. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

Колин Пауэлл:
Да, я считаю, что достигнут значительный прогресс. Это не значит, что исламский мир пришел к полному пониманию американской политики, особенно на Ближнем Востоке. Но в отношении терроризма можно констатировать наличие достаточно солидного единства мнений. И хотя по-прежнему раздаются голоса о том, что Соединенные Штаты сами навлекли на себя атаки террористов, нам удалось, мне кажется, убедить мусульман в том, что мы воюем не с их религией, и что моральные ценности исламского учения являются также и частью фундамента, на котором стоит американское общество.

Мы говорим: посмотрите, за последние 12 лет мы освободили Кувейт, освободили Косово и Афганистан. Это все страны с мусульманским населением. Мы пришли не для того, чтобы поработить их, а дать им возможность строить свою жизнь так, как они хотят.

«Голос Америки»:
Вы упомянули ситуацию на Ближнем Востоке. В какой мере израильско-палестинский конфликт отразился на дипломатических шагах Белого Дома?

Колин Пауэлл:
Это был трудный год. История этого региона не знает легких периодов, а вторая интифада довела страсти до белого каления. Но и тут появились проблески надежды. 24 июня президент Буш заявил о необходимости создания палестинского государства под названием «Палестина» и изложил план, который в течение трех лет должен привести к появлению суверенного государства по соседству с Израилем. Мы плотно работаем над реализацией плана Буша с обеими сторонами конфликта и остальным миром в контексте «Мадридского квартета».

«Голос Америки»:
Продолжая тему отношений с исламским миром после 11 сентября: вас не беспокоит политическая ситуация в Пакистане?

Колин Пауэлл:
Президент Мушараф взял на себя большой риск, когда после 11 сентября мы поставили вопрос ребром, заявив ему: «Теперь вы обязаны сделать выбор». Он сделал правильный выбор, пойдя с нами против талибов и «Аль-Кайды». Он сделал правильный выбор и позже, во время кризиса с Индией из-за трансграничного терроризма в Кашмире. Он пошел еще дальше, надев узду на радикалов в Пакистане... Все эти шаги потребовали от президента Мушарафа огромного мужества и тонкой эквилибристики. Я считаю, что он принял решение о безусловном возвращении Пакистана в лоно демократии. И хотя некоторые его действия внушают озабоченность, я думаю, он не свернет с избранного пути. Далее в интервью «Голосу Америки» госсекретарь Пауэлл коснулся ситуации в Афганистане, перспектив развития отношения Америки с Ираном и странами Африки. Он обещал в следующий раз рассказать о дипломатических шагах Соединенных Штатов в других регионах мира.

XS
SM
MD
LG