Линки доступности

Новости Голливуда - 2002-08-30


Предупреждаю заранее - картина режиссера Дэвида Кроненберга «Паук» (Spider) требует при просмотре определенного напряжения ума и сердца. Скорее ума, чем сердца, поскольку, хотя мы и должны, по идее, сочувствовать психически больному герою фильма Деннису «Пауку» Клеггу (Ральф Файнс), но, признаюсь, это очень трудно. Уж больно он малоприятен как физически, так и морально.

Действие картины происходит в несколько условной среде, которая выглядит как промышленная Англия 50-х годов (по крайней мере так она выглядела в фильмах того времени), герои разговаривают на диалекте кокни - английских простолюдинов.

Но место и время для этого фильма играют второстепенную роль: сюжет мог развиваться и на Марсе, поскольку картина является исследованием больного ума, а не социальных условий и их влияния на судьбы людей.

В какой-то мере фильм является клиническим исследованием фрейдистского толка. В этом его сила и его слабость одновременно. Сила в том, что сценарий Патрика Макграта позволяет режиссеру и актеру Файнсу полностью захватить внимание зрителя клинически точным поведением героя. Слабость же проявляется в слишком уж дотошном воспроизведении поведения больного человека.

Блестящий актер Файнс явно досконально изучил поведение больных с соответствующим диагнозом. И мы должны отдать должное его детальному воспроизведению телодвижений, походки, потерянности героя.

Редко шизофрения находила такое точное воспроизведение на экране. Здесь она начисто лишена всякой театрализации, «художественности». На два часа демонстрации фильма нас как бы привязывают к психически ненормальному человеку и показывают, что привело его в сумасшедший дом, а потом в город, где он вырос и теперь пытается найти ключ к тому, что с ним произошло в детстве.

История же вырисовывается довольно сложная.

Деннис Клегг, отпущенный из психиатрической больницы после многих лет пребывания в ней, приезжает в свой город и поселяется в приюте для таких же несчастных, как он.

Поскольку все происходящее мы видим безумными глазами Денниса, то город его детства предстает перед нами как индустриальная пустыня, сродни «Красной пустыне» Антониони. Вообще влияние итальянского мастера здесь легко прочитывается, хотя канадец Кроненберг рассказывает не об отчуждении постиндустриального буржуа, а о частном случае психического помешательства.

Мастер мрачного сюрреализма Кроненберг исследует в «Пауке», как юный Деннис (Брэдли Холл), страдающий недиагностированной шизофренией, решает, что его отец (Габриэл Бирн) убил его мать (Миранда Ричардсон) и привел в дом местную проститутку (также Миранда Ричардсон).

Поскольку замечательная актриса Миранда Ричардсон почти неузнаваема в роли проститутки, то мы поначалу следуем этому варианту истории и практически сочувствуем ребенку, попавшему в трагическую ситуацию.

Но, как выясняется позже, практически в конце фильма, мальчик - далеко не жертва. Это не значит, что после окончания фильма мы должны унести ненависть к «Пауку». Просто нам показывают, что в жизни далеко не все так просто. И жертва не всегда жертва, и есть предел тому, что может человек и что не может.

В завершение хочу вернуться к Ральфу Файнсу. Актер превзошел самого себя в духовной и физической трансформации. Это отвечает задаче фильма, но несколько утомляет монотонностью повторяемых действий. Файнс не боится быть неприятным, даже отвратительным, и это придает картине почти натуральное ощущение морального и физического распада.

До определенного момента это даже интересно смотреть. Но в целом фильм утомляет и оставляет с чувством легкой депрессии.

Возможно, режиссер Кроненберг этого и добивался.

XS
SM
MD
LG