В среду влиятельная газета деловых кругов «Файненшиэл таймс» сообщила, что саудовские инвесторы начали отзывать капиталы с американских финансовых рынков, опасаясь, что правительство Соединенных Штатов может их заморозить. По последним данным, было изъято 200 миллиардов долларов. Сутки спустя член саудовской королевской семьи, принц аль-Валид бин-Талаль опроверг газетное сообщение, сказав, что изъятия - в куда более скромных масштабах - представляют собой обычное движение капиталов. Принц заверил, что его страну по-прежнему связывают с Америкой самые дружеские чувства.
Сложности в американо-саудовских отношениях начались сразу после 11 сентября прошлого года, когда выяснилось, что пятнадцать из двятнадцати камикадзе, захватчивших самолеты - граждане Саудовской Аравии. Затем американские власти наложили арест на имущество и счета нескольких исламских фондов, объявив, что они под флагом благотворительности служили источниками средств для террористических ячеек. Среди доноров и членов правления этих фондов числились члены саудовской королевской семьи. Наконец, на прошлой неделе американские адвокаты, представляющие интересы примерно пятисот семей погибших в нападениях 11 сентября, подали судебный иск на 100 триллионов долларов против правящего семейства Саудов, обвиняя их в поддержке террористов. Насколько обоснованы эти обвинения?
«Несколько членов саудовской королевской семьи были связаны с благотворительными фондами, действовавшими в Соединенных Штатах, - говорит бывший министр обороны Фрэнк Гафни. - Среди них - «СААР-траст» и «Сафа-фаундейшн». Подозрения в связях с террористами были достаточно серьезными для того, чтобы ФБР произвело обыски и изъятия в штаб-квартирах этих организаций. Я не знаю, были ли обнаружены какие-то улики, но не удивлюсь, если окажется, что это так. Известно, что лица из ближайшего окружения саудовского монарха, руководители аравийских банков и корпораций открыто выражали симпатии «Аль-Кайде» и экстремистским фракциям палестинцев. Если приглядеться, то ваххабизм, соединяющий в себе исламистскую теологию и политическую стратегию, неотличим от взглядов, декларируемых Усамой бин-Ладеном. А ваххабизм пользуется официальным статусом в Эр-Рияде. Все это вместе взятое дает основания предполагать наличие связей между влиятельнейшими кругами Саудовской Аравии и террористами.
Но разве бин-Ладен и «Аль-Кайда» не клеймили саудовскую монархию за предательство ислама?
«Думается, что между королевской семьей и бин-Ладеном была заключена фаустовская сделка, - продолжает Гафни. - Кстати, когда мы говорим «судовская семья», это не означает, что люди, связанные между собой родственными узами, едины во взглядах. Отнюдь нет. Саудовский двор представляет собой обширный конгломерат характеров и интересов; часто они расходятся едва ли не по всем вопросам внутренней и внешней политики. Но у них безусловно развит инстинкт самосохранения. Как представляется, семья заключила с ваххабистским духовенстсвом, заправляющим религиозной жизнью королевства, и бин-Ладеном - особенно после Афганистана - подобие соглашения. По условиям этой договоренности, духовенство контролирует идеологию внутри государства, а «Аль-Кайда» занимается чем хочет в остальной части мира - в той степени, в которой это не затрагивает интересов королевской семьи».
Действительно ли Усама бин-Ладен позиционировал себя в качестве врага саудовской монархии? Бывший заместитель министра обороны США считает, что семья бин-Ладенов продолжает оставаться одной из самых влиятельных в стране - их строительная фирма ворочает миллиардами долларов. Трудно представить, чтобы такой авторитарный режим, как существующий ныне в Саудовской Аравии, терпел у себя под боком открытого врага: «Претензии Усамы бин-Ладена к королю сводились к тому, что тот запятнал аравийскую землю - землю Пророка - разрешив разместить там американские войска. Нарекания бин-Ладена вызвали и факты коррупции среди родственников короля. Но точно с такой же критикой выступают и влиятельные принцы! А откровенная поддержка саудовской монархией ваххабизма не могла не прийтись по сердцу бин-Ладену».
Подводя итог, Фрэнк Гафни отметил следующее: «Думаю, не будет преувеличением сказать, что симпатии правящих кругов Саудовской Аравии к идеям, провозглашенным бин-Ладеном, претворялись в конкретные шаги. И ситуация, сложившаяся сегодня в американо-саудовских отношениях, стала логическим следствием этих шагов.
Напомним, что принимавший участие в одной из наших передач американский специалист по международному праву выразил мнение, что иск на 100 триллионов долларов, поданный против саудовской королевской семьи, вряд ли будет удовлетворен, поскольку лица, занимающие официальные посты в зарубежных властных структурах, обладают иммунитетом от судебной ответственности.