Линки доступности

Тайна неравенства<BR><I>Интервью с Игорем Ефимовым</i> - 2002-08-04


Прочное место в литературе писатель, издатель, эссеист, философ Игорь Маркович Ефимов завоевал еще в начале 60 годов в Ленинграде, когда обратили на себя внимание его первые романы: «Смотрите, кто пришел», «Лаборантка», «Свергнуть всякое иго». Однако, с молодости Игоря Ефимова тянуло не только к художественному, но и к философскому осмыслению жизни, в особенности - мировой политики. Так как в Советском Союзе публиковать эти работы было невозможно, он их переправлял на запад, где они выходили под псевдонимом Андрей Московит.

В 78 году Игорь Ефимов эмигрировал. В Соединенных Штатах он основал издательство «Эрмитаж». Это сейчас старейшее из существующих на русском языке издательств в Америке. Нелегкую издательскую деятельность он успешно совмещает с творческой. На его счету полтора десятка книг в самых разных жанрах и даже видах литературы. Последний из его романов «Суд да дело» после публикации в журнале «Звезда», был выдвинут на Букеровскую премию.

Наш сегодняшний разговор я хотел бы посвятить последнему из его философских трактатов под интригующим названием «Стыдная тайна неравенства». Собственно, эту своеобразную книгу трудно назвать трактатом - очень уж не трактатным языком она написана. Но привлекает в ней не только живой язык, но и насыщенность нестандартными, оригинальными мыслями.

Я спросил автора, что это за «тайна неравенства», и почему она стыдная, в чем вообще суть исследования?

Игорь Ефимов:
Конечно, никакой тайны нет, люди обладают разной степенью одаренности, в разных сферах. Люди состязаются в применении своих талантов. Состязание идет непрерывное в любых сферах человеческой деятельности. Но говорить о том, что люди от рождения обладают разной степенью одаренности как-то не принято. Те страхи, которые бушевали в мировой истории - восстания, революции, все крупнейшие движения, и христианство, и мусульманство, и анархическое революционное движение - они все писали слово «равенство» на своих знаменах. Это необычайно привлекательный лозунг. И я думаю, что судьба русского народа в ХХ веке уникальна именно потому, что, казалось бы, создание первого коммунистического государства убрало все внешние элементы неравенства. Были уничтожены сословия, было уничтожено неравенство имущественное, и были сильные устремления к тому, что бы действительно уравнять мужчин и женщин. Казалось бы, вот достигнуто идеальное общественное устройство, и оно очаровало многих серьезных интеллектуалов на Западе тоже. Каким же образом посреди этого торжества равенства разразился страшный сталинский террор - тридцатые годы?

Семен Резник:
Да, вот это интересная страница, и мне очень интересно то, как вы прослеживаете в глубь веков историю самой этой идеи, самой этой концепции, которая, оказывается, восходит к Платону, проходит через утопические работы философов - мыслителей средневековья. Кампанелла, Томас Мор и так далее… Все они пытались создать идеальное общество равных людей, и это общество совершенно не основано на реальности, оно основано на том, что должно быть, а не то что есть на самом деле.

И.Е.:
Да, была масса серьезных мыслителей, которые пытались спроектировать идеальное общественное устройство, которое обеспечит человеку выполнение мечты о всеобщем равенстве. Но повторяю, этот уникальный, кровавый опыт, который достался русскому народу… я всматривался в него долго: у меня отец погиб в терроре, другие родственники, близкие люди… У всех моих друзей кто- то погиб, и невозможно было не думать об этом. И вот когда я стал всматриваться, кто же погибал прежде всего, я все больше и больше приходил к убеждению, что удар был направлен целеустремленно, и он был направлен на самых одаренных людей.

С.Р.:
На тех, кого вы называете «высоковольтными»?

И.Е.:
Да, то есть в армии уничтожался офицерский состав, в промышленности уничтожалась интеллектуально-промышленная верхушка, и это происходило и в России, и в Китае, и в других коммунистических странах.

С.Р.:
И даже, в самом партийном аппарате уничтожались самые одаренные независимые умы. Значит это неравенство людей в обществе равных - оно снова и снова проявляется, такова ваша мысль, да?

И.Е.:
Я думаю, да. Ведь когда Сталин говорил, что у нас сын за отца не отвечает, на самом-то деле это означало, что детям эксплуататорских классов не будет никакого пути в новом государстве, и так оно и было.

С.Р.:
Так оно и было, и в результате этого начался террор уже против своих, уже против тех, кто не принадлежал тем классам, и это продолжалось, практически, все 70 лет в той или иной степени. И это конечно суровый урок, который в какой то мере и подсказал вам тему этой книги.

И.Е.:
В огромной степени да.

XS
SM
MD
LG