Упор в войне против терроризма делается на операции в Афганистане. Но с талибами и «Аль-Кайдой» сотрудничают националистические группы в соседних странах и особенно в Узбекистане. Некоторые из них понесли большие потери. Представляют ли они теперь угрозу миру?
Когда в прошлом году США начали войну с терроризмом, соседи Афганистана были готовы принять в ней участие. После непродолжительных уговоров президент Узбекистана Ислам Каримов разрешил американским войскам проводить операции в южном Узбекистане. В соседнем Кыргызстане строится база, где будут дислоцированы три тысячи американских солдат.
Теплый прием американских войск в Центральной Азии не носил чисто альтруистический характер. В этих республиках, и особенно в Узбекистане и Таджикистане существовала масса проблем со своими собственными националистическими и панисламскими движениями, возникшими в 90 годы после развала СССР. Война против терроризма произвела разрушительный эффект и на состояние этих группировок, которые связали себя с «Аль-Кайдой» и талибами.
«Исламское движение Узбекистана» стремится сбросить единоличный режим Каримова и заменить его теократическим строем наподобие иранского. Эта группировка активизировала свою деятельность и в соедних Киргизстане и Таджикистане. С прошлого года движение было внесено в американский список террористических организаций.
Когда в 96 году талибы пришли к власти в Афганистане, они хотели экспортировать свой тип пуританского исламизма в соседние страны. В то же время «Исламскому движению Узбекистана» стало трудно оперировать на своей территории, ему нужны были деньги, оружие и укрытия. Ширин Хантер - американский специалист по исламскому терроризму из Центра стратегических и международных исследований говорит, что две группировки сочли выгодным для себя помогать друг другу: «Чтобы выжить «Исламское движение Узбекистана» должно иметь базы для операций в Центральной Азии, особенно в Узбекистане. Это соответствовало планам талибов по расширению своего влияния в регионе. Так что произошло слияние интересов локальной группировки с интересами группировки, у которой были более широкие, международные амбиции».
«Исламское движение Узбекистана» боролось в Афганистане на стороне талибов и «Аль-Кайды». И, как утверждает глава бельгийского проекта по ликвидации международных кризисов Девид Луис, в боях с американскими войсками движение, видимо, потеряло своих главных лидеров. Вероятно у них сохранились какие-то остатки боеспособности, но в целом угроза с их стороны значительно сократилась.
Однако, Луис считает, что «Исламское движение Узбекистана» все еще представляет некоторую опасность. Сейчас трудно разобраться в степени поддержки этой группировки со стороны населения. Но причины для недовольства в Узбекистане - такие, как авторитарное правительство и слабая экономика, остаются. Под международным давлением, особенно со стороны США, Каримов начал проводить ряд реформ в политике и экономике. Но будут ли эти робкие шаги достаточны для подавления терроризма в Центральной Азии, покажет будущее.