Линки доступности

Обзор печати от 19 июля 2002 г. - 2002-07-19


Возобновляется диалог церквей. Православная и католическая церкви ищут пути к примирению. Этой теме посвящена статья московского корреспондента «Лос-Анджелес таймс» Джона Данишевски. Отношения между церквами накалились в феврале, когда Ватикан объявил об учреждении четырех епархий в России и еще нескольких в соседней Украине. В ответ Московская патриархия еще раз высказалась против визита в Россию Папы Римского; ряду иностранных католических священников, служащих в России, не были продлены визы. На Россию, в свою очередь, посыпались обвинения в нарушении свободы вероисповедания.

Как пишет протоирей Всеволод Чаплин из Московской патриархии, решение об учреждении католических епархий свидетельствует об отказе Ватикана от того принципа, что Русская Православная Церковь является братской церковью, и знаменует начало конкуренции за души верующих в тот момент, когда на Западе католичество теряет свои позиции. «Рана тяжелая, и встает вопрос: могут ли те, кто нанес рану, залечить ее?» - вопрошает московский священнослужитель.

Отвечая Чаплину, продолжает автор, глава католических епархий в России Тадеуш Кондрусевич признал за православной церковью ведущую духовную роль в России. «Мы не пытаемся сделать Россию католической, - подчеркивает он. - На православие возложена миссия духовного обновления России, которая в течение трех поколений жила в атмосфере воинственного атеизма, и мы надеемся на плодотворное сотрудничество с православием».

«Вместе с тем, - продолжает Кондрусевич, - католики веками жили в России, и загонять их в гетто несправедливо. У католической церкви должно быть право удовлетворять духовные нужды своей паствы, иметь нормальные храмовые и монастырские структуры, осуществлять благотворительную деятельность и обучать священников в свете их свободного выбора».

«Далее, - пишет Данишевски, - Кондрусевич отмечает: «К нам приходят русские и говорят: наши родители были католиками, но в отсутствие католических церквей нас крестили как православных. Мы хотим вернуться к вере отцов. Разве такой сознательный выбор можно отнести на счет прозелитизма?» В России, указывает автор, насчитывается порядка пятисот - шестисот тысяч католиков, в основном немецкого, польского или литовского происхождения.

Наша цель - Марс. Корреспондент «Вашингтон пост» Питер Бейкер побывал в цитадели российской космонавтики - городе Королеве. Несмотря на нынешние неудачи и бедственное положение российской космонавтики, россияне не забывают о ее былой славе: первый в мире спутник, первый полет человека в космос, первые эксперименты с долгосрочным пребыванием человека в невесомости... Теперь Россия хочет отправить первый пилотируемый корабль на Марс. Амбициозный проект призван, среди прочего, укрепить патриотизм россиян и послужить хоть слабым, но утешением для тех ученых, которые протестуют против забвения правительством интересов науки.

Полет на «красную планету» и обратно (предположительно в 2015 году) должен занять 440 суток; экипаж будет состоять, очевидно, из шести человек, трое из которых ступят на поверхность Марса; расчетная стоимость проекта - 20 миллиардов долларов. «Эти цифры делают проект проблематичным», - пишет Бейкер и напоминает читателям, что России сейчас очень трудно оплачивать даже свою часть работ по созданию Международной космической станции. Поэтому Россия хочет вовлечь в проект Европу и США, переложив на них 70% его финансирования.

«Тяжелые времена порождают великие фантазии», - замечает американский корреспондент, имея в виду недавние честолюбивые инициативы России: например, проложить под Беринговым проливом туннель, соединяющий Чукотку с Аляской, или приспособить старые подлодки для коммерческих перевозок никелевой руды под полярными льдами, или построить в Арктике плавучие АЭС для отопления полярных станций. Ни одна из этих инициатив не была реализована.

Наружная реклама литературы в Москве. Газета «Нью-Йорк таймс» предоставила свои страницы литературоведу Соломону Волкову, который пишет о сотрясающем Москву скандале вокруг романа Владимира Сорокина «Голубое сало». Молодежное общественное движение «Идущие вместе» заклеймило эту книгу как порнографическую; на прошлой неделе прокуратура официально предъявила автору соответствующее обвинение. ««Идущим вместе» нужна была кристаллизующая идея - и ей стал роман Сорокина, в котором совокупляются клоны Сталина и Хрущева, предварительно возбуждая друг друга актами каннибализма», - пишет Волков.

«Следует ли усматривать в этом инциденте очередное покушение российских властей на свободу слова? - задается вопросом автор и отвечает: - Вряд ли. Министерство культуры заявило, что не имеет с этим делом ничего общего. Более того, - продолжает Волков, - «Идущие вместе», сами того не желая, могут поспособствовать созданию подлинного рынка культуры в России. После крушения СССР никто не знает, как привлечь платежеспособное население к современной культуре, как продвигать на рынке произведения культуры и обеспечивать ее создателей полагающимся вознаграждением. Массовая читающая публика ничего не знала о «Голубом сале», - указывает Волков, - и ничего бы и не узнала, если бы молодые ортодоксы, как заправские пиарщики, не «раскрутили» бы Сорокина, украсив огромный дорожный щит в центре Москвы «клубничкой» из его произведения. Иные циники усматривают в этом шаге хитрые махинации самого автора».

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG