Мир бизнеса в Америке сотрясают скандалы вокруг махинаций с бухгалтерской отчетностью крупных корпораций. Инвесторы нервничают. Мы попросили прокомментировать ситуацию бывшего работника федеральной прокуратуры, профессора права Рэндала Илайсона.
Д.Б.: Происходящие скандалы - это что, знамение времени, специфика современного супер-алчного бизнеса или явление, в общем, рядовое?
Р.И.: Деловое мошенничество - это, конечно, явление не новое: в мире бизнеса всегда были люди, готовые нажиться нечестным путем, если опасность быть пойманными казалась им несущественной. Что отличает нынешние скандалы, так это их огромный масштаб, задевший множество людей, и плотная концентрация во времени - в том смысле, что разразились они почти все сразу. Это неизбежно привлекло к ним внимание Конгресса, администрации и СМИ. Но принципиальной криминализации корпоративной культуры они, видимо, не возвещают.
Д.Б.: А какие дальнейшие действия против мошенников предпримут Комиссия по ценным бумагам и биржам с гражданской стороны, и Генеральная прокуратура - с уголовной?
Р.И.: Вопрос в том, получат ли Комиссия и Генпрокуратура достаточно времени и ресурсов на то, чтобы перепахать все поле скандалов. Ведь ресурсы, отвлекаемые на расследования корпоративных злоупотреблений (а это всегда дела затяжные и дорогостоящие) уменьшают, скажем, фонды на ведение дел наркоторговцев и мошенников, промышляющих на медицинских страховках.
Следствие по делу корпорации «Энрон», например, тянется уже месяцев девять, а обвинения пока никому не были предъявлены. И это неудивительно: ведь дело требует разбора десятков, если не сотен тысяч документов, а свидетели не горят желанием раскалываться. Так что, повторяю, все зависит от того, какой приоритет получат дела о корпоративных злоупотреблениях.