О том, как следует бороться с терроризмом, высказываются самые разноречивые мнения. Некоторые считают необходимым вести войну едва ли не со всеми проявлениями этого зла. Другие полагают, что главное внимание нужно уделять непосредственной угрозе. Выступая в Вашингтоне на съезде представителей правых и право-центристских партий, входящих в Международный демократический союз, президент Буш заявил, что Соединенным Штатам, очевидно, придется вести превентивную войну с международным терроризмом.
Против этого возражает Айван Иланд - директор программы по проблемам обороны в вашингтонском научно-исследовательском Катоновском институте: «Хотя война с терроризмом идет успешно, ее задачи понимаются неправильно. Вместо того, чтобы бороться со своим непосредственным врагом «Аль-Кайдой», которая совершила теракты на территории США, американская администрация ввязывается в борьбу со всеми другими террористическими организациями и со всеми странами-париями - Ираком, Ираном, Северной Кореей, Кубой и так далее».
Выступая на дискуссии в Катоновском институте, Иланд утверждал, что большинство террористических организаций, входящих в список Госдепартамента, не угрожает Соединенным Штатам, так как они действуют против своих местных и региональных противников. Таковы, например, организации баскских сепаратистов в Испании, курдов в Турции, тамилов в Шри-Ланке, экстремистское крыло ИРА в Северной Ирландии, «Хамас» и «Хезболлах» на Ближнем Востоке. «Зачем без необходимости объявлять чужих врагов своими врагами»? - спрашивает Айван Иланд.
«То же самое относится и к Ираку, - добавляет Чарлз Пенья, другой специалист из Катоновского института. - Ирак поддерживает лишь горстку террористических группировок, и за двадцать с лишним лет ни одна из них не нападала ни на Соединенные Штаты, ни на американские объекты. Я не думаю, что войну с терроризмом нужно распространить на Ирак, если не будет новых доказательств его причастности к терроризму».
Но по мнению журналиста Ралфа Питерса, много лет пишущего о разведке и международных делах, это устарелые представления. Он утверждает, что терроризм приобретает международный характер: члены Ирландской республиканской армии, к примеру, появляются в Колумбии, а боевики «Аль-Кайды» - в Индонезии: «Террористы распространяются по всему миру. Связи между некоторыми из них поддерживаются постоянно и активно. В других случаях контакты менее уловимы, почти случайны. Мы не можем их игнорировать. Если не нанести по террористам упреждающего удара, они нападут на нас».
Как полагает Питерс, Соединенные Штаты должны быть готовы к тому, чтобы действовать в одиночку, даже если это будет противоречить международному праву, которое, на его взгляд, стало неприменимым в эпоху международного терроризма.
«Если мы не станем воевать с террористами по всему миру, - продолжает журналист, - террористы всего мира перенесут войну на нашу территорию. Экстремисты считают, что убивать призывает их сам Господь Бог... Абсурдные предположения, что их можно попросту игнорировать и таким образом умиротворить - ничто иное, как полнейшая глупость».
Однако, Айвон Иланд сторонник не умиротворения, а за сдерживания, так как эта политика оказалась действенной в отношении намного лучше вооруженных противников - Советского Союза и Китая: «Соединенные Штаты не напали на репрессивные анти-американские режимы, обладавшие оружием массового поражения, а именно - на Советский Союз и Китай. Сталин и Мао убили намного больше людей, чем любая из этих маленьких, бедных стран, которые мы называем звеньями «оси зла».
Опасаясь нападения, эти относительно слабые страны могут применить оружие массового поражения, которого Соединенные Штаты хотят их лишить. К тому же, как предупреждает Чарлз Пенья, доктриной превентивной войны вполне может воспользоваться и Саддам Хуссейн. Она вполне соответствует его философии. Если Саддам увидит, что конец неминуем, что его режим сметут, как режим талибов, что его убьют, он решит, что ничего не потеряет, если применит химическое, биологическое и, возможно, ядерное оружие против американских войск или Израиля.
«Саддам Хуссейн непредсказуем, - говорит его коллега по Катоновскому институту Ралф Питерс. - И мы должны быть столь же непредсказуемыми, чтобы противостоять ему. В войне с терроризмом терпение и стратегия необходимы в той же мере, что и военная мощь.