Линки доступности

Новая книга Строуба Талбота - 2002-06-05


В издательстве «Рэндом Хауз» вышла книга под названием «Российская карта: мемуары президентской дипломатии», автором которой является Строуб Талбот - бывший заместитель государственного секретаря по делам России в администрации президента Клинтона. Презентация книги с выступлением автора состоялась на днях в известном книжном магазине «Политика и проза».

Поговорку «сколько людей - столько и мнений» можно в Америке смело перефразировать на «сколько людей - столько и книг». И это прежде всего относится к знаменитым личностям, особенно в области политики. Американцы уже привыкли, что после смены караула в Белом доме, ушедшие займутся мемуарами. Строуб Талбот, которого называют «архитектором» российской политики президента Клинтона - не исключение. «Предложенный ему пост был полной неожиданностью, - говорит он, - и ко многому обязывал… В России в то время - начало девяностых годов - царила невероятная, интереснейшая неразбериха, и для американской политики и дипломатии это было настоящим испытанием. Причем очень быстро стало ясно, что заниматься этим может только сам президент».

Об этом сразу же и недвусмысленно заявил Талботу российский президент. Так что за восемь лет пребывания в Белом доме Билл Клинтон восемнадцать раз встретился с президентом Ельциным, то есть больше, чем все предшественники Клинтона, начиная с Гарри Трумена, вместе взятые. Отношения между двумя президентами Строуб Талбот описывает двумя словами: трудные и продуктивные. Трудные из-за противоречивости и непредсказуемости Ельцина, который был к тому же недисциплинированным человеком с пагубными привычками. Но в то же время, российский президент, по словам Талбота, обладал качествами, которые Клинтон не мог не ценить: решимость и огромное желание навсегда и полностью покончить с советской коммунистической системой. Кроме того, modus operandi Ельцина проявился очень быстро: сначала он всегда говорил «нет», а потом соглашался.

«Мягкость Клинтона по отношению к Ельцину очень часто поражала команду американского президента, - продолжает Строуб Талбот. - То, что мы считали ужасным в поведении Бориса Ельцина, Клинтона забавляло».

В целом Строуб Талбот с нескрываемым уважением отзывается о своем бывшем боссе, с которым познакомился в студенческие годы в Оксфордском университете. «Если бы тогда, в конце шестидесятых кто-то сказал, что один из нас станет президентом, - говорит он, - ни у кого не возникло бы сомнений, что это Билл Клинтон. Причем многие не только предсказали бы такой ход событий, но и хотели бы, чтобы так произошло и вот, почему. Он умел общаться с людьми так, будто знал их всю жизнь, будто знал о них все, и они все ему были дороги, будто он чувствовал их боль и знал, чего они хотят получить от него… Он мог это делать, что называется, и оптом, и в розницу».

В дипломатии, как подчеркивает Талбот, больших плюсов не бывает. Клинтон пользовался этим умением в своих отношених с Ельциным и с большим успехом, но на президента Путина это не действовало. Новый российский лидер хотел иметь дело с новым обитателем Белого дома. Президент Буш, сначала дистанцировался от России, но все изменили события 11-го сентября. И нынешние американо-российские отношения Строуб Талбот называет на удивление последовательными.

«Поразительные изменения в отношении России безусловно являются заслугой президента Буша и его администрации, - считает Талбот. - Общее направление и суть нынешних американо-российских связей удивительно напоминают те, которые были при Клинтоне».

Книгу «Российская карта: мемуары президентской дипломатии», по свидетельству автора, изучают политологи и обозреватели в США и России. Строуб Талбот надеется, что скоро она будет переведена на русский язык для широкого круга читателей.

XS
SM
MD
LG