Линки доступности

Френсис Фукуяма о «послечеловеческом будущем» - 2002-05-14


Хотя многие критики считают, что Френсис Фукуяма немного поторопился, объявив в нашумевшей книге «конец истории», он продолжает гнуть свою линию. В новой книге Фукуяма, профессор политэкономии университета Джонса Хопкинса и член консультативного совета по биоэтике при Белом Доме, пишет о том, что будет после конца истории. Краткий ответ на этот вопрос дан в самом названии книги - «Наше послечеловеческое будущее». После конца истории не будет людей. Им на смену придут другие создания.

Книга Фукуямы не из жанра научной фантастики. Центральная проблематика в ней философская: что есть человек? Фукуяма на этот извечный вопрос отвечает следующим образом: «Человеческая природа - это сумма поведения и характеристик, типичных для представителей этого биологического вида и зависящих более от его генетики, чем от окружающей среды». Это, казалось бы, безобидное и даже самоочевидное определение человека чревато, согласно Фукуяме, угрозой самоуничтожения человека как вида, человека, как мы себя привыкли понимать. Конкретно Фукуяма обсуждает под углом этики вопросы современной биологии и медицины: биоинженерию, клонирование человека, нейрофармакологию и средства, предупреждающие старение. Мы уже на пороге эры, когда будет возможно зачинать детей с заранее заказанными физическими и психологическими характеристиками, по желанию контролировать настроение человека, когда девяностолетние будут чувствовать себя как тридцатилетние.

Эти почти неизбежные в ближайшем будущем достижения науки и вызывают у Фукуямы серьезные опасения. Он пишет: «Это прогресс весьма и весьма сомнительного свойства, поскольку он бросает вызов как равенству среди людей, так и необходимости для них делать моральный выбор. Он даст обществу новые средства контроля над поведением отдельных граждан. Он изменит наши представления о личности и ее индивидуальности. Он разрушит существующие социальные иерархии…».

Надо подчеркнуть, что Фукуяма пишет не об отдаленном, а о ближайшем будущем. Более того, сплошь и рядом он готов повторить слова поэта: «Грядущее настало». Если Олдос Хаксли в своем антиутопическом памфлете «Прекрасный новый мир» еще только фантазировал на тему человечества, глотающего радость в пилюлях, то в наши дни сотням тысяч детей прописывают риталин, чтобы они не хулиганили, а сотням тысяч взрослых - прозак, чтобы они не волновались и не мучали себя тревогами и сомнениями. Хотя эти и другие психотропные препараты действительно необходимы в борьбе с душевными заболеваниями, по мнению Фукуямы, ими в высшей степени злоупотребляют.

Уточняя свое определение человеческой природы, Фукуяма пишет, что ее неотъемлемое свойство - широкий эмоциональный диапазон. Тоска, сомнения, тревога так же необходимо принадлежат ей, как радость, уверенность, надежда. Именно всей широтой эмоционального диапазона определяется поведение человека, в том числе такие общественно полезные формы поведения, как сострадание, храбрость, героизм, взаимопомощь. Если биотехнологии полностью устранят из эмоционального диапазона мрачные элементы, последствия могут оказаться куда как близки к неприятным фантазиям Хаксли.

Не преувеличивает ли ученый катастрофичность нынешней стадии научного прогресса? В конце концов вся история человечества - это история изменения человеком того, что он получил от природы. Человек сделал свое тело способным передвигаться со скоростью, во много раз превосходящей его биологически обеспеченную скорость. Человек сделал себе зрение и слух, позволяющие видеть и слышать бесконечно далеко. Наконец человек изобрел устройство (то самое, при помощи которого написаны эти строки), отчасти берущее на себя функции его мозга (в особенности что касается всевозможных подсчетов и расчетов), - компьютер. И, хотя все эти изобретения оказали существенное влияние на общественные структуры, они мало изменили природу человека (в понимании Фукуямы) как таковую.

Сдается мне, однако, что Фукуяма писал свою новую книгу не для того, чтобы нас припугнуть, а с более конкретным, политическим заданием. Как ни высоко профессор политэкономии ценит демократические свободы и рыночную экономику, он все же полагает, что есть технологии, развитие которых не может быть неограниченной прерогативой ученых и предпринимателей. Что человеческое общество должно создать эффективные механизмы контроля над технологиями, способными изменить самое природу человеческого общества.

Я упомянул выше, что Фукуяма является членом совета по биоэтике при президенте Буше. Видимо, он опасается, что правительство недостаточно прислушивается к рекомендациям совета. И поэтому он написал эту книгу.

XS
SM
MD
LG