Линки доступности

Что такое терроризм? Часть 3 - 2002-04-11


В лексиконе политологов недавно появилось новое устрашающее слово - «политицид» - для определения массовых убийств по политическим, а не этническим, как при геноциде, мотивам. Бывший израильский премьер Беньямин Нетанияху считает, что это слово как нельзя точнее определяет подлинную цель террористической кампании палестинцев - уничтожение государства Израиль. И если фабрика террора Яссира Арафата не будет уничтожена, предупреждает Нетанияху, люди-бомбы начнутся взрываться на улицах американских и европейских городов.

Сотрудник Института международной политики Майкл Раду с этим согласен. Требование США и Евросоюза о прекращении израильской анти-терраристической операции представляется ему крайне ошибочным: «История убедительно доказывает, что каждый раз, когда внешние силы, включая Соединенные Штаты, не давали Израилю одержать решительную военную победу, недобитый враг перегруппировывался и вновь переходил в наступление. Уничтожение палестинского терроризма, как неотъемлимой части всемирной сети террора, отвечает жизненным интересам Америки. Это тот случай, когда надо дать шанс войне». «Только после того, как террористическая инфраструктура будет обезглавлена и уничтожена, - говорит мой собеседник, - в палестинском обществе может начаться возрождение нормальной политической культуры, которая необходима для появления нового поколения руководителей, способных договориться о мире с Израилем».

Значит ли это, что надо дать шанс войне и в Чеченской республике? Майкл Раду ведь, как-никак, убежден, что чеченское освободительное движение - так же, как и палестинское - выродилось в терроризм, что террор стал в Чечне самоцелью, и в результате бесмысленных терактов сотнями погибают сами чеченцы? «Отнюдь нет, - отвечает политолог. - прямые аналогии здесь невозможны. Во-первых, израильская армия отлично подготовлена и дисциплинирована, что практически исключает эксцессы, а российская настолько лишена какой-либо дисциплины, что чудовищные эксцессы стали повсеместным явлением. Во вторых, что еще важнее - израилитяне точно знают, чего они хотят, и как этого добиться. Россияне же не знают ни того, ни другого. Поэтому убийство чеченцев носит совершенно бесцельный, бесмысленный характер. Поэтому им не удается решить проблему терроризма и восстановить правопорядок военными методами».

Но как и в чеченском, так и в палестинском случае Майкл Раду считает, что бороться с терроризмом нужно еще и на финансовом фронте. И дело здесь далеко не исчерпывается арестом или конфискацией банковских счетов террористических организаций. Гораздо важнее заставить богатые арабские страны прекратить финансирование террора. Вот этого Соединенные Штаты и должны добиваться всеми доступными способами.

Еще один важный источник финансирования терроризма - организованная преступность. Особенно тесными их связи стали после уничтожения Советского Союза. «До этого террористические организации существовали на деньги СССР и его сателитов, - поясняет Раду. - Поэтому вполне естественно, что, оставшись без средств к существованию, террористы кинулись в объятия другой криминальной структуры, в первую очередь - наркобизнеса».

Следовательно, борьба с организованной преступностью есть и борьба с терроризмом. Но это все, по мнению Майкла Раду, так сказать, подсобные методы. Главная трудность искорения терроризма лежит в концептуальной плоскости: «Что такое терроризм? Уголовная деятельность или военные действия? Если это уголовная деятельность - методы борьбы с ней одни, если это война - другие. Я считаю, что терроризм это новый тип войны, и посему наша цель - победить и уничтожить врага. Все остальное носит второстепеный характер. Предать террористов суду, посадить в тюрьму, добиться торжества правосудия - все это вторично. Мы воевали во Второй мировой войне не для того, чтобы предать Гитлера суду, а чтобы уничтожить военную мощь нацистской Германии, дабы она не могла больше угрожать миру».

Аналогичным образом, по словам Раду, вне зависимости от того, предстанут ли вдохновители и исполнители терактов перед судом, главное - это навсегда лишить их возможности сеять террор и смерть. Иного пути искоренить терроризм, по его мнению просто нет.

XS
SM
MD
LG