Линки доступности

«Конец Евразии» - 2002-04-05


На днях в вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир выступил заместитель директора московского филиала фонда Дмитрий Тренин - автор только что вышедшей из печати книги под названием «Конец Евразии». Предлагаем вашему вниманию главные аспекты выступления российского политолога.

«Евразия погибла - да здравствует Евразия!» Так охарактеризовал Дмитрий Тренин теперешнее состояние России как погибшей империи и как возникающей экономически, политически и демографически новой страны. Конец империи, по словам Тренина, не менее важен по своему значению, чем крах тоталитаризма и коммунистической идеологии. При этом, несмотря на значительное временное различие (пять столетий империи по сравнению с семьюдесятью годами советского режима), развал империи оказался менее заметным, чем крах СССР, - отчасти (считает российский политолог) из-за всегда существовавшей иллюзии, что Россия способна восстать, как феникс из пепла, гораздо более сильная и могущественная.

Какие варианты есть у России, чтобы это произошло? Дмитрий Тренин называет три главных: традиционный, то есть восстановление великой державы; второй - ревизионизм «холодной войны» и присоединение к антизападной (в основном антиамериканской) коалиции, и, наконец, третий - интеграция в Европу и союз с Соединенными Штатами. Россия, по мнению Тренина, уже выбрала именно этот третий, наиболее рациональный и самый трудный путь. Трудный потому, что не только от России, но в большой степени и от Европы зависит ее интеграция. Главное, говорит Тренин, - как сама Россия будет воспринимать свою роль в Европе: «Новое лицо России, на мой взгляд, должно обладать европейскими чертами… При этом она не должна превратиться в державу Европы, а просто стать одной из европейских стран».

Для этого России придется от многого отказаться, но при этом она многое приобретет, и в первую очередь - уверенность в себе, новое видение себя, которое Дмитрий Тренин суммировал словами «Дело России - сама Россия».

Каким же тогда будет статус второй части понятия «Евразия» - одиннадцати миллионов едва населенных квадратных километров? Неопределенное будущее дальневосточных регионов вызвано, по мнению Тренина, не столько потенциальной китайской угрозой, сколько стабильным уменьшением российского присутствия в Сибири и на Дальнем Востоке. Для преодоления этой неопределенности России нужна новая стратегия. А в первую очередь - «...необходимо, по-моему, разработать современную иммиграционную политику, которая превратит Россию в страну, принимающую иммигрантов, в том числе азиатов, но при определенных условиях. Эти иммигранты не обязательно должны быть только из Китая, но также из Кореи, Вьетнама и других стран… Таким образом будет создан этнический баланс, который оживит регион без превращения его в придаток мощного Китая».

Если прибавить сюда иностранные инвестиции, в том числе американские, возникнет более широкая интернационализация региона, которая приведет к более четкому российскому контролю, и в результате - к новой Евразии. Какова в этом сценарии роль Путина? На этот вопрос Дмитрий Тренин ответил следующим образом: «Я считаю Путина модернизатором, экономическим модернизатором… Причем я думаю, он скорее традиционалист, который понимает, что России необходимо возродить свои европейские корни, чтобы стать современной державой».

Особого российского пути не существует, Россия должна следовать дорогой Европы. И к этому выводу, считает Тренин, Путин пришел после сентябрьских событий прошлого года, когда он решил отказаться от геополитического соперничества с Соединенными Штатами, продолжавшегося и после окончания идеологического соперничества.

Книга Дмитрия Тренина «Конец Евразии» написана по-английски. На русском языке она выйдет позднее в слегка переработанном варианте.

XS
SM
MD
LG