Имена семи россиян числятся в напечатанном недавно журналом «Форбс» списке миллиардеров мира. Предлагаем вашему вниманию интервью с редактором журнала Павлом Хлебниковым - специалистом по российским олигархам и экономике России.
ЛГ: Российские миллиардеры - понятие, которое еще совсем недавно казалось фантастическим. Однако в список почти пятисот миллиардеров мира, напечатанный в журнале «Форбс», вошли семь россиян. Не много, но и не мало в то же время, учитывая совсем недавний переход России на путь рыночной экономики, не правда ли? ПХ: Во-первых, это ожидалось. И мы даже ожидали в конце 80-х годов, когда появились первые признаки, что Россия движется к рыночной системе и частной собственности, что столь богатая страна при рыночных условиях обязательно породит собственных миллиардеров. Но, конечно, то, что случилось в 90-е годы, те миллиардеры, которые выплыли на поверхность, совсем не были похожи на других миллиардеров в мире. Большинство из них - это люди, которые сделали свои деньги криминальным путем. Хотя надо сказать, что за последний год или два уже заметны кое-какие перемены в характеристике русских миллиардеров.
ЛГ: Номер один в этом списке - Михаил Ходорковский. Кто он такой?
ПХ: На протяжении 90-х годов Ходорковский был типичный олигарх, т.е. он сделал свои первые капиталы на очень, скажем так, сомнительных сделках и отношениях с государственными структурами. И при Советском Союзе и при Ельцине он обладал огромной службой безопасности, которая для него выполняла самые разные задания, особенно когда они покоряли Нефтеюганск в Западной Сибири и т.д. И к тому же он очень плохо относился к мелким акционерам, и у него была чуть ли не самая плохая репутация среди крупных российских финансистов. Во всяком случае, на Западе считали, что не дай бог инвестировать в его кампании.
ЛГ: А теперь Запад изменил свое отношение к нему?.
ПХ: А именно теперь Запад изменил свое отношение к нему, потому что, отчасти, он начал вести себя по-другому. Из одного из самых «худших» олигархов (в том смысле, что он наименее уважительно относился к законам и к мелким акционерам) он стал одним из лучших, т.е., преобразовал свою нефтяную компанию «Юкос» по примеру Запада. Они пригласили западных аудиторов, они выпустили акции в Нью-Йорке, у них есть западные бизнесмены в совете директоров, и т.д. и т. д. Они платят серьезные дивиденды, т.е., они наиболее передовые в смысле перехода на цивилизованный способ ведения бизнеса.
ЛГ: Как Вы оцениваете инвестиционный климат в России? Действительно ли гангстерский капитализм отступил и появился цивилизованный рынок?
ПХ: Гангстерский, бандитский капитализм не полностью отступил, но можно сказать, что рынок и условия ведения бизнеса в России улучшились за последние два года. Это видно, например, по акционерному рынку - больше доверия к большим кампаниям в России. Я не знаю, насколько это можно распространить на мелкие предприятия в России - а это, наверное, самый важный сектор для процветания российской экономики - это именно мелкий и средний сектор, например, борьба против коррупции, борьба против бандитизма. Насколько в этой борьбе есть какие-нибудь победы за последние два года - я не могу сказать , что это наблюдал. Но что заметно - это то, что самые крупные кампании, многие из них, уже начали себя вести более цивилизованно и этим самым завоевали какое-то доверие со стороны западных инвесторов. Это очень хороший шаг, это значит, что, по крайней мере, часть российской экономики движется в правильном направлении.
ЛГ: Некоторые сравнивают Россию с Аргентиной. Не может ли произойти в России то, что произошло в прошлом году в Аргентине?
ПХ: Нет. Потому что фундамент российской экономики гораздо более сильный, положительный баланс в торговле, положительный баланс платежей. Очень большие резервы валюты. Рубль, даже если падает, то немного. И в общем государственный бюджет в хорошем положении. Нет, я бы сказал, что положение стабильное. Другое дело, что оно не движется вперед, не развивается и не растет быстро, как хотелось бы видеть - или как было бы возможно при правильной политике.
ЛГ: Что, вы думаете, нужно сделать Путину, чтобы это произошло?
ПХ: Одна из мер, которые нужно срочно принять, - это, конечно, освободить мелкий и средний бизнес от наезда коррумпированных чиновников и наезда бандитов. Это нужно сделать и со стороны правоохранительных органов, чтобы они были задействованы, чтобы они действовали правильно, и со стороны упрощения законов по регистрации бизнеса и уплаты налогов. И опять таки: кое-какие меры были приняты, например, единый 13%-й налог. Это очень хороший шаг, но нужно двигаться дальше по этому пути и освободить обычных российских предпринимателей, чтобы они могли заниматься бизнесом честно и не боялись бы за свою судьбу.