Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 7 - 2002-04-02


Записи, использованные в программе:

«Boogie-Woogie». Лайонел Хэмптон
«Wave». Антонио Карлос Жобим
«Far too little love». Стивен Бойд,Чак Хувер
«Just One of Those Things». Кол Портер

Нашу сегодняшнюю встречу открыла запись, сделанная пятнадцатого сентября 1954 года в нью-йоркской студии «Верв» Лайонелом Хэмптоном и Оскаром Питерсоном и вошедшая в компактный диск, который продюсер Фрэнсис Дэвис называет квинтэссенцией записей, сделанных этими музыкантами в 53-54 годах, когда они, как замечает Дэвис, были в высочайшей профессиональной форме.

«Когда же они не были»? - спрашиваю я, слушавшая и того, и другого, правда, в разное время, чуть более сорока лет спустя. Очевидно, в джазе таятся такие могучие и неиссякаемые источники энергии, что она питает и самих исполнителей, и его творящих.

Я говорю очевидно только для того, чтобы не показаться уж слишком категоричной. Сама я в этом никогда не сомневалась ни секунды.

Мы вернемся к этому диску через несколько минут. Но пока прислушайтесь и скажите: знаком ли вам голос этой исполнительницы? «Божественной» назвала ее в предисловии к диску, ей посвященному, Дайан Ривс, принимавшая участие в одном из выпусков нашего клуба. С просьбой о том, чтобы посвятить этой исполнительнице одну из наших встреч, обратилась наша слушательница по имени Аглая. Эту просьбу я выполню в ближайшее время, следите за рекламой. А сейчас - маленький фрагмент из диска «Выпускайте клоунов» Композиция «Волна» в аранжировке Мишеля Леграна. Поет Сара Воон.

«A sound» (звук) - это то, что отличает одного джазового исполнителя от другого, то, что превращает рядового джазовых баталий в настоящего героя. Как бы совершенен ни был музыкант в техническом отношении, как бы ни изощрен гармонически, без «звука», без уникального звучания своего инструмента, выше статуса рядового джазмена ему не подняться. Звук этот был у Туррентина», - так начинает свою статью о Стенли Туррентине в «Вашингтон таймс» Стив Фаттерман в связи с выходом в свет его лучших записей (Туррентин скончался за несколько месяцев до того, как завершился век - в сентябре 2000 года).

«Большой, теплый, дружелюбный», - так вспоминает о музыканте Рэй Браун, с которым Туррентин работал. И еще одна цитата, на сей раз - продюсера диска «Do you have any sugar» («Не найдется ли у вас немного сахару». Туррентина, кстати, так иногда объявляли в концертах: «sugar man»): «Если бы меня спросили какие записи выбрать для интимного, романтичного вечера, - говорит Нэт Хентоф, - я бы не колеблясь сказал: «Записи Туррентина».

Одна из них и прозвучит сейчас и, надеюсь, настроит вас на вышеупомянутый лад. Стивен Бойд-Чак Хувер. «Far too little love». Стенли Туррентин - тенор-саксофон; Джой Сэмпл – фортепьяно; Рэй Браун – бас; Харви Мэйсон – ударные. «Слишком мало любви», - жалуется тенор-саксофонист Стенли Туррентин. Запись из компактного диска «Do You Have Any Sugar?»

«Так уж получилось» - «Just one of those things» - так называеся диск, буги-вуги из которого - знаменитая композиция Лайонела Хэмптона - открыли нашу сегодняшнюю встречу. Запись диска началась в сентябре 1953 года, когда «Хэмп» вернулся из заграничного европейского турнэ, в котором приняли участие Клиффорд Браун, Арт Фармер, Джимми Кливленд и многие другие молодые «боповцы». Так что, когда он встретился в нью-йоркской студии с Оскаром Питерсоном, Рэем Брауном и Бадди Ричем, он бы вполне «в курсе» тех тенденций, которые четко обозначились в американском джазе.

Хэмптон демонстрирует в вошедших в диск записях высочайший импровизационный класс, ни в чем не изменяя самому себе в смысле стиля. Но это уже не Хэмптон тридцатых-сороковых. Он целиком в «бопе», который «случился» с ним и стал его плотью, точно так же, как он «случился» с Америкой

«Just One of those things». Эта композиция Кола Портера завершает нашу сегодняшнюю встречу.

XS
SM
MD
LG