Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 6 - 2002-03-20


Записи, звучащие в передаче:

«Salvador», Сонни Роллинс
«If You Were the only girl in the world», Эйер-Грей
«The Moon of Manakoora», Лоссер-Ньюман

«Вот чем я занимаюсь, вот что я делаю» - «This is What I Do» Так называется диск тенор-саксофониста Сонни Роллинса, принесший ему в этом году высшую награду американской Академии звукозаписи - премию «Грэмми». Роллинс - автор трех из шести композиций, вошедших в альбом. С одной из них - «Сальвадор» - мы начали сегодняшнюю программму Джазовового клуба. «Если верить нынешним отзывам обо мне в печати, я - легенда или, что еще хуже - символ американского джаза. Но когда я выхожу на сцену и беру в руки свой инструмент, с этой минуты уже никого-никого не интересует мое место в пантеоне славы, - говорит Роллинс. - Слушатели хотят услышать, что я могу делать с этой штуковиной. А мне хочется, чтобы моя музыка их воодушевляла. Мне не хотелось бы получать деньги за то, чего я не заслужил, не заработал. И очень не хочется разочаровывать тех, кто пришел послушать «легенду».

Напомню вам, что записи Роллинса пятидесятых годов признаны были в ту пору эталоном мастерства, хотя самому Сонни было всего лишь за двадцать. В двадцать пять он уже играл с такими гигантами джаза как Бад Пауэлл, Майлс Дэвис, Чарли Паркер, Джей Джей Джонсон и Телониус Монк, который впервые услышал Роллинса в 48 году и взял выросшего в Гарлеме, совсем юного продростка под свое крыло. В конце пятидесятых годов, на самом взлете своей карьеры Сонни, отличавшийся болезненной взыскательностью к самому себе, решил на время удалиться от дел. Его отшельничество длилось почти три года. Услышать музыканта можно было лишь в ночное время, когда он приходил со своим тенор-саксофном на нью-йоркский мост Вильямсбург, соединяющий улицу Дилэнси с Бруклином. Здесь, на этом мосту, Сонни часами играл, совершенствуя свое мастерство.

«If You Were the only girl in the world» - «Если бы ты была единственной девушкой на земле»…

«Где он раскопал эту мелодию? - дивились поклонники Сонни, когда он вернулся в строй после трехлетнего перерыва и записал подряд шесть дисков на «RCA Records» и несколько блистательных альбомов на «Impulse» и «Verve».

Так вот, о мелодии - он и впрямь ее «раскопал», она была попурярной в 1914 году в форме вальса, к которым Сонни питает неодолимую страсть: трехчетвертной размер сохранился частично и в версии, записанной Роллинсом в 1962 году.

К вальсам и каллипсо. Обыгрывание во многих композициях ритмов каллипсо вызывало частенько нарекания критиков. Блюстители чистоты жанра обвиняли Сонни в некоторой фривольности, несерьезности. На что Сонни неизменно отвечал: «Ничего страшного… Луи Армстронга, моего кумира, тоже довольно долго считали «несерьезным» музыкантом. От этого он не перестал быть Армстронгом. С этим можно жить».

Сейчас, впрочем, уже никто и ни в чем Сонни не упрекает. Возраст, подкрепленный полувековой карьерой, имеет свои преимущества. Имя Сонни Роллинса, которому в сентябре исполнится семьдесят два года, стоит в одном ряду с Чарли Паркером, Джоном Колтрейном, Колманом Хоукинсом. Всегда оставаясь самим собой, он - хочет того или нет - стал и впрямь «живой легендой» американского джаза. И с этим тоже можно жить.

А нам оста ется лишь поражаться тому, что игра Сонни не утратила былой свежести, силы и по-прежнему поражает богатством воображения, смелостью и импровизационной свободой.

«Луна Манакуры» - «The Moon of Manakoora» Так называется песня Лоссера-Ньюмана, легшая в основу последнего номера в диске Сонни Роллинса «This is what I do». Впервые песня прозвучала в фильме 37 года «Ураган» с Дороти Ламур в главной роли.

XS
SM
MD
LG