После событий 11 сентября и рассылки писем со спорами сибирской язвы, американцы стали проявлять повышенное внимание к инфекционным болезням, возбудителей которых можно использовать при производстве биологического оружия. Все другие бактериальные инфекции отошли в тень. Не составил исключения и туберкулез. И произошло это в то время, когда Всемирная организация здравоохранения настойчиво предупреждает о возможности всемирной эпидемии этой болезни. 24 марта будет отмечаться Всемирный день борьбы с туберкулезом.
По данным Всемирной организации здравоохранения, от туберкулеза ежегодно в мире умирает больше людей, чем от любой другой излечимой инфекционной болезни. В большинстве развитых стран туберкулез воспринимают, как нечто давно ушедшее в историю, однако время от времени он напоминает о себе с беспощадностью массового убийцы. Благополучная в этом отношении Америка, и та в девяностые годы пережила вспышку туберкулеза в Нью-Йорке. Мнения специалистов, пытавшихся объяснить эту вспышку, разделились. Одни связали ее с эпидемией СПИДа, другие - с сокращением финансируемых правительством программ исследований туберкулеза.
Но сейчас ученым пришлось вернуться к спорам десятилетней давности. Когда террористов «Аль-Кайды» и боевиков «Талибана» везли в военном грузовом самолете на базу Гуантанамо на Кубе, им надели хирургические маски, с тем, чтобы они не распространяли инфекции, в том числе и туберкулез.
Слово «туберкулез» с новой силой прозвучало применительно к войне с терроризмом, применительно к американским гражданам, применительно к сегодняшнему дню. От ушедших в прошлое историй об угасающих чахоточных больных повеяло чем-то реальным и осязаемым. Даже для тех, кто защищен границами США, уж не говоря о тысячах американских военнослужащих, сотрудниках благотворительных организаций и журналистах, находящихся в странах, для которых туберкулез никогда не был далекой историей, а продолжает оставаться одним из главных убийц.
По последним данным, в странах третьего мира СПИД, малярия и туберкулез являются самыми частыми инфекционными заболеваниями со смертельным исходом. Крайне сложная ситуация с туберкулезом сложилась и в России. В основном, проблема, как известно, связана с местами лишения свободы. Неслучайно министр юстиции России Юрий Чайка уделяет этой болезни столько внимания. По сообщениям российских источников, министр в ходе недавней интернетовской пресс-конференции привел данные минздрава России, согласно которым, из трехсот пятидесяти тысяч больных туберкулезом, девяносто две тысячи отбывают наказание. «Сорок процентов из них освобождается, не завершив курса лечения», - сказал Юрий Чайка.
Незаконченное лечение туберкулезных больных, является одной из причин возникновения лекарственно устойчивого туберкулеза. Люди, освободившиеся из заключения, не могут позволить себе покупку дорогостоящих противотуберкулезных препаратов. Впрочем, они не по карману большему числу россиян. Неизлечимую форму болезни медики в России называют аббревиатурой «ТБ МЛУ». На доступном языке это звучит так: туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью. Именно к этой форме болезни врачи относятся с особой тревогой. Российская пресса и интернет пестрят апокалиптическими прогнозами и сообщениями об эпидемии туберкулеза, бушующей в российских тюрьмах.
Однако, поступают и обнадеживающие сведения. Согласно информации РИА «Новости», министр здравоохранения России Юрий Шевченко недавно высказался на тему туберкулеза с известной долей оптимизма. Перечисляя успехи, достигнутые российской системой здравоохранения, министр особо отметил перелом, наступивший в борьбе с этим заболеванием. «Параллельно с ростом заболеваемости в Европе, в России показатели снижаются на два процента», - подчеркнул Шевченко. Ну что ж, любой успех в борьбе с туберкулезом трудно переоценить, особенно если учесть, что туберкулезом инфицировано 16 миллионов россиян. А болезнь эта, как ни прискорбно, границ не признает. От нее нельзя уберечься. Микробактерия туберкулеза, или «палочка Коха» передается воздушно-капельным путем. Заразиться можно где угодно и когда угодно. Вступать в контакт с больным не обязательно.
После событий 11 сентября и истории с рассылкой писем со спорами сибирской язвы, различные службы не только в Америке, но и по всему миру, стали проявлять повышенное внимание к эпидемической ситуации в своих странах, и к путям проникновения инфекций через границы государств. Туберкулезом в этом смысле, похоже, занимаются мало. И это странно. По нынешним временам, расстояние между странами измеряется часами полета. А «палочка Коха» легко переносит воздушные путешествия. Над решением проблемы туберкулеза в России вместе с правительством страны, работают Всемирная организация здравоохранения и неправительственные организации иностранных государств. Об одной из программ борьбы с туберкулезом, проводимых в России американцами, речь пойдет в следующем выпуске этой серии.