Линки доступности

Артур Марвик «Шестидесятые: Культурная революция в Великобритании, Франции, Италии и США» - 2002-03-02


Каждое из десятилетий XX века имеет свои «имидж», свою характеристику в национальной памяти американцев: веселые двадцатые, тридцатые - период тяжелой экономической депрессии, военные-послевоенные сороковые, блаженно-патриархальные пятидесятые… Семидесятые - декада себялюбия… Но подлинно переломным десятилетием предстают шестидесятые годы. Не только для Америки. Согласно исторической концепции Артура Марвика - для всего мира.

В своей почти тысячестраничной книге «Шестидесятые: Культурная революция в Великобритании, Франции, Италии и США» Марвик ставит под вопрос прежде всего определение декады, вынесенное им самим в заглавии. Была ли эта эпоха на самом деле революционной? С традиционно консервативной точки зрения - безусловно была. Именно тогда зашатались и начали рушиться устои традиционной морали. С точки зрения современных левых кругов - никак нет. В Европе и сейчас немало тех, кто полагает, что в шестидесятые была упущена возможность подлинной, а не ложной по советскому образцу, марксистской революции. В Америке многие феминисты и борцы за права расовых и сексуальных меньшинств утверждают, что начатая тогда борьба потерпела поражения, что мало что было ими достигнуто.

Марвик считает, что точка зрения консерваторов на бурное десятилетие - более верная. В шестидесятые (кстати сказать, его шестидесятые - это период с 1958 до 1974 г.) были подлинной революцией, преображением жизни Запада и в области материального существования, и стиля жизни, и семейных отношений, и личных свобод.

Знаковыми событиями эпохи с точки зрения Артура Марвика были возникновение ансамбля «Битлз», университетские бунты в Беркли и Колумбии и парижский май 1968 года. Это были подлинные взрывы, уничтожившие систему строгих социальных запретов и иерархий, совпавшие с быстрым ростом экономического благополучия Запада. Среди главных последствий Марвик выделяет почти мгновенное превращение масс-медиа в ведущую общественно-политическую силу, и одновременно - международную роль молодого поколения, объединенного новой интернациональной масскультурой.

Молодежные журналы во Франции, узаконение разводов в Италии, десегрегация университетов в южных штатов США… Кажется, нет ни одной новации периода 60-х, не учтенной Марвиком в его гигантской мозаичной панораме эпохи. Но вот к какому неожиданному заключению приходит Марвик, составив свою мозаику и исследовав ее в целом.

Принятое как консерваторами, так и радикалами представление о том, что культурная революция 60-х имела целью разрушение буржуазного общественного порядка, неверно. Марксиствующие теоретики изображают дело таким образом, что в результате событий шестидесятых годов, конфликта между «тезисом» буржуазной культуры и «антитезисом» контркультуры, возник некий синтез современной культуры. По мнению Марвика, это чистая метафизика. Не было никакого конфликта на самом деле, утверждает он. С самого начала основные контркультурные движения 60-х не воевали с культурным истэблишментом, а проникали в него, сращивались с ним, преображали его изнутри. Большинство самых смелых культурных новаций того периода - от рок-н-ролла до радикального феминизма - с большим успехом использовали существующие механизмы капиталистического предпринимательства в музыкальном, концертном, издательском бизнесе. В этом отношении они оставались полностью в рамках капиталистической этики.

В политической области, как мы теперь видим, тоже происходило нечто не слишком похожее на революцию, несмотря на всю риторику «революционеров». На самом деле имели место широкомасштабные компромиссы между консерваторами и радикалами, между молодым и старшим поколениями. Министры, сенаторы, президенты корпораций и университетов ради сохранения социальной стабильности шли на уступки, радикальная молодежь добивалась реформ и нововведений в рамках существующей системы. Что касается Америки, то в результате этих политических компромиссов была закончена вьетнамская война, приняты суровые законы по охране окружающей среды, легализированы аборты.

Самым важным считает Марвик то, что все это было достигнуто законным, конституционным путем. Таким образом, наследие шестидесятых - это лишь, с одной стороны, существенная либерализация культуры и социальных институтов, с другой стороны - это утверждение устоев и политических традиций западной демократии.

XS
SM
MD
LG