Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 3 - 2002-02-12


Что такое джаз?

Джаз до такой степени шагнул за границы своих традиционных форм, что вопросом этим задаются и те, кто джаз «делает», и те, кто в силу специфики своей профессии - музыкальных критиков, продюсеров, авторов и ведущих музыкальных программ (и ваша покорная слуга в их числе), владельцев клубов и так далее - должны определить хотя бы приблизительные параметры этого музыкального жанра.

Стоит только взглянуть на категории, в которых в этом году будут оспариваться высшие награды Американской академии звукозаписи и попытаться представить весь спектр представленных в нем музыкантов, чтобы понять, как далеко отошли мы от того, что принято понимать под джазом в его классической» ипостаси.

Свободный джаз и джаз афро-кубинский, джаз со слегка прослеживаемыми влияниями хип-хопа и серьезными инъекциями рок- н-ролла, фанк и блюзы, бродвейские баллады и атональные композиции... Впрочем, я отнюдь не собираюсь посвятить нашу встречу теоретическим выкладкам. Вместо этого, я предлагаю вашему вниманию музыкантов, которые претендуют в этом году на «Грэмми» и приналежат к разным поколениям и художественным платформам.

Терренс Бланчард, представитель молодого поколения ново- ореланских музыкантов. Его трубе присуще совершенно особенное приглушенное звучание, «свой звук» как говорят джазмены, благодаря которому он способен на высочайшие лирические взлеты. Соло Бланчарда в композиции «Lost in a Fog» («Затерянный в тумане») из диска «Let's get lost» («Давай забудемся») принесло ему номинацию в категории «лучшее инструментальное соло». Автор всех вошедших в альбом композиций - Джимми МакХью. Восемь из десяти аранжировок сделаны самим Бланчардом.

Помимо того, что Бланчард - выдающийся трубач и первоклассный пианист, он еще и композитор, написавший музыку ко всем фильмам Спайка Ли. Одним из менторов Бланчарда был «папа» Марсалис, выпестовавший не только своих, ныне всемирно известных родных сыновей, но и целую плеяду молодых ново-орлеанских музыкантов. Другой учитель Бланчарда - легендарный Лайонел Хэмптон, в оркестре которого он играл на протяжении нескольких лет.

Играл Бланчард и с «Мессенджерами» Арта Блейки и с его музыкантами записал свой первый диск.

В записи диска «Давай забудемся» среди прочих вокалисток, приняла участие Дайана Ривс, тоже претендующая на «Грэмми». Но ее мы послушаем в следующий раз, а сейчас - о ее сопернице Шерли Хорн.

Люби меня пока можно,
Люби меня сейчас.
Ты знаешь - я исчезать умею
Внезапно и всерьез...
Люби меня сейчас.

За этим песенным призывом стоит подтекст, известный далеко не всем. Шерли Хорн начала выступать в кабарэ и джазовых клубах в пятьдесят четвертом году, дебютировала в Нью-Йорке в шестидесятом и произвела такое сильное впечатление на Майлса Дэвиса, что он взял ее под свое крыло, а много лет спустя, в девяносто первом году участвовал в записи ее диска «Вы не забудете меня».

Но это было после того, как Шерли Хорн, записав три диска, надолго и всерьез, с шестьдесят пятого по восемьдесят пятый исчезла с джазового горизонта, целиком посвятив себя семье.

«Если бы исполнители, чья манера отличается проникновенностью и интимностью, были в наше время в цене, - читаем мы в энциклопедии популярной музыки, выпущенной в 89 году, - Шерли Хорн была бы среди самых популярных». В этой коротенькой аннотации безусловно присутствует горькое признание того факта, что в восьмидесятых многие вокалисты находились в забвении. Но с тех пор многое изменилось.

Шерли Хорн выпускает один диск за другим, и они встречают одинаково горячий прием и у критиков, и у любителей джаза. Ее исполнение до такой степни интимно, что даже в больших залах у вас возникает абсолютная убежденность, что она поет для вас и только для вас. В своем последнем диске «You are my thrill» («Ты - моя услада») Шерли Хорн - прошу заметить: ей шестьдесят семь лет - демонстрирует еще одно качество, о котором часто забывают, сосредоточиваясь на лирической стороне ее дарования: она блистательная пианистка, владеющая в совершенстве тем, что именуется коротким, лаконичным и всеобъемлющим словом «swing».

«Для меня очень важен тот факт, что я сама аккомпанирую себе на форепьяно, - говорит Шерли. - Я пытаюсь добиться того же эффекта, который отличал игру Джимми Джонса, аккомпанировавшего Саре Воон: слиться с фортепьяно, стать с ним одним целым».

Шерли Хорн это удается блистательно. Она подходит к фортепьяно, перебирает, словно лаская, клавиши, берет аккорд-другой, и вот вы уже в ее власти, очарованы и покорены ею.

«Даже мысль о тебе делает меня счастливой» из диска «Ты - моя услада», который в этом году оспаривает «Грэмми» как «лучший вокальный альбом года»

XS
SM
MD
LG