Смертоносные свойства сибиреязвенных бактерий связаны с токсическими молекулами протеинов, входящими в их состав. До недавнего времени было известно о двух подобных молекулах. Несколько дней назад в журнале «Nature» появилась статья о том, что американские ученые из Бостонского и Чикагского университетов идентифицировали кристаллическую структуру третьего токсического протеина сибиреязвенного возбудителя, обуславливающего летальный исход заболевания.
«Кристаллическая структура практически является картой, на которой отмечена локализация всех атомов этого протеина, - говорит сотрудник Бостонского университета Эндрю Бом. - Данная информация позволяет понять механизмы действия токсического протеина, связанные как с его активацией, так и прекращением функций».
Первый токсический протеин, структура которого была идентифицирована в 1997 году, обеспечивает двум другим возможность внедряться в клетки организма. Второй протеин, об открытии которого стало известного в октябре прошлого года, уничтожает клетки иммунной системы, которые могли бы защитить организм от смертоносного действия сибиреязвенного возбудителя. Летальное действие третьего протеина связано с тем, что он выделяет в легкие и другие ткани токсичную жидкость. Даже при наименее серьезной, кожной форме сибирской язвы этот протеин вызывает отек вокруг места поражения.
По словам Эндрю Бома, в случае массовой вспышки сибирской язвы в результате биотеррористической атаки пострадавшим будут назначаться антибиотики. Новые лекарства, созданные на основе информации о трех токсических протеинах возбудителя заболевания, будут применяться в тех случаях, когда антибиотики окажутся неэффективными: «Антибиотики прекрасно уничтожают возбудитель сибирской язвы. Но новые средства помогут пациентам, лечение которых было начато, когда болезнь зашла уже довольно далеко».
Сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета Джон Коллир, открывший второй токсический протеин возбудителя болезни, указывает, что если в руки террористов попадет штамм сибиреязвенных бактерий, устойчивых к антибиотикам, придется применять другие лекарственные препараты. «В связи с этим, - подчеркивает он, - чрезвычайно важно разработать иной подход к лечению сибирской язвы».
Вопрос в том, будет ли действие новых лекарств направлено на один, два или все три токсических протеина, пока остается открытым. Есть данные о том, что все токсические протеины работают в комбинации друг с другом. В частности, третий токсический протеин вызывает не только накопление жидкости в легких и тканевой отек, но также повышает активность протеина, который выключают действие защитных механизмов иммунной системы. Однако этим данным противоречат ранее проведенные эксперименты на мышах, показавшие, что от развития заболевания животных защищает инъекция экспериментального лекарства, которое действует лишь против одного токсического протеина.
По словам доктора Коллира, сейчас фармацевтические компании проверяют все имеющиеся у них в распоряжении вещества на способность действовать против сибиреязвенных токсинов. Если таковых выявлено не будет, они создадут новые лекарства, базируясь на данных о механизмах действиях токсических протеинов возбудителя сибирской язвы.
В сообщении использованы материалы Центральной редакции «Голоса Америки».