Чего вам следует ожидать от этих встреч и как часто мы будем открывать для вас двери нашего клуба?
Давайте не будем забегать вперед в смысле времени и сосредоточимся на том, что мы можем обещать наверняка: новинки звукозаписи и золотой архив американского джаза, обретающий новую жизнь на компактных дисках, интервью с музыкантами и подробности их творческих биографий, классический джаз и авангард, гастроли, концерты и фестивали - словом, весь спектр жизни джаза, включая, разумеется, юбилеи и чествования старейшин американской классической музыки, как называют джаз с легкой руки Дюка Эллингтона.
С юбилейного торжества, состоявшегося двадцатого января в вашингтонском Центре исполнительских искусств имени Кеннеди, я и начну нашу премьерную передачу.
Отмечалось восьмидесятилетие юбиля Билли Тэйлора - «доктора Ти», как называют его в джазовом мире - пианиста-виртуоза, композитора, неутомимого пропагндиста и популяризатора джаза, ведущего постоянной джазовой серии Кеннеди центра, открывателя молодых дарований, выпестовавшего и выпустившего на необозримые просторы джаза столько молодых музыкантов, что они одни, наверно, могли заполнить по меньшей мере половину партера огромного зала, где проходил юбилейный вечер.
Тэйлору, при его безупречном музыкальном вкусе, совершенно чужд какой бы то ни было снобизм: наверное этим и определяется исполнительский диапазон опекаемых им музыкантов. Не могу не упомянуть о том, что именно по настоянию «доктора Ти» в день его чествования, на одной из площадок Кеннеди центра, Millenium Stage выступал «открытый» им четырнадцатилетний пианист из Кыргызстана Элдар Джангиров, живущий сейчас в Канзас Сити.
На юбилейном концерт самого юбиляра, увы, не было: Билли Тэйлор поправляется после перенесенной болезни. Но он смотрел концерт с помощью спутниковой связи, и практически во всех поздравительных выступлениях все обращались непосредственно к нему с пожеланиями скорейшего выздоровления.
Вообще атмосфера вечера была до такой степени личной и трогательной в том, что касалось речей, и такой высокой в смыcле самой музыки, что наверняка способствовала поднятию тонуса юбиляра, который твердо обещает своим поклонникам вернуться к своей концертной, педагогической и лекторской деятельности, как только его поставят на ноги.
На концерте выступала Ди Ди Бриджуотер вместе с кубинским трубачом Артуро Сандовалом, живущим сейчас в Америке. Вспоминая о своем выступлении с Билли Тэйллором почти сразу же после того, как он покинул Кубу, Сандовал назвал этот опыт настоящим подарком и великой честью.
Еще одним участником концерта был Кевин Махогани, который, по его собственному признанию, всегда мечтал быть Чарли Паркером стиля «скат» (Для тех, кто не знаком с этим термином: специфическая исполнения мелодии без слов, начало которой положил Луи Армстронг и которой так славилась Элла Фитцжералд). Подобно своему кумиру, он начинал с саксофона, время от времени подражая его звучанию голосом. «Иногда во время импровизации, - рассказывает Махогани, - мне приходила в голову идея, которуя, я по чисто техническим причинам, не мог воплотить на саксе: мои пальцы отказывались поспевать за ней и тогда-то я и переходил на «скат», раз от раза умудряясь делать это все быстрее и точнее. По сей день, когда я перехожу к «скату», я отчетливо вижу себя с саксофоном в руках».
Так или иначе, в жизни музыканта наступил момент, когда он сделал окончательный выбор: его инструментом стал его собственный голос.
Музыкальный монолог Махогани - ответ тем, кто порой упрекает молодых музыкантов в том, что они «не свингуют». Эти упреки повергают Кевина в ярость ибо он, как и Дюк, провозгласивший «It don’t mean a thing if it ain’t got that swing» - «Кто не свингует тот не кайфует», понимает толк в свинге. Вот фрагмент его отповеди:
Джаз не вчера к нам на землю попал,
В загоне бывал, но осанку держал.
Вбирал в себя все, что доступно слуху,
Новым звучанием тешил вам ухо.
Не каждому факт этот явным казался:
Вы думали с Паркером джаз оборвался…
По клавишам лупим, в дудки ли дуем -
Свингуем как прежде! Как прежде свингуем.